Незнание порождает ошибки
Событие, ставшее поводом для этих заметок, случилось по газетным меркам довольно давно – еще в начале августа. Однако все это время не отпускали одни и те же вопросы: что же происходит в верхних эшелонах российской власти, когда речь заходит о проблемах Дальнего Востока? Кто готовит решения, напрямую затрагивающие судьбы миллионов россиян, живущих на самой дальней российской окраине, и насколько люди, готовящие такие решения, компетентны и посвящены в суть происходящих процессов?
Событие, ставшее поводом для этих заметок, случилось по газетным меркам довольно давно – еще в начале августа.
Однако все это время не отпускали одни и те же вопросы: что же происходит в верхних эшелонах российской власти, когда речь заходит о проблемах Дальнего Востока? Кто готовит решения, напрямую затрагивающие судьбы миллионов россиян, живущих на самой дальней российской окраине, и насколько люди, готовящие такие решения, компетентны и посвящены в суть происходящих процессов?
Так вот, о событии. Речь идет о поручении, которое в начале августа президент страны Владимир Путин дал главе Минэкономразвития Герману Грефу: разработать меры по закреплению населения на Дальнем Востоке. И наша газета, и многие другие региональные СМИ сразу же об этом сообщили: как же – президент помнит, думает о нас, проявляет внимание и заботу.
Все бы ничего, только вот фон у этой заботы чрезвычайно отрицательный. Возникает такое ощущение, будто правая рука верховной власти совершенно не знает, что творит левая.
Чтобы не рассуждать голословно, обратимся к фактам - во взаимной динамике они вполне показательны. Июль 2003-го – правительство вводит новые пошлины на импортные автомобили, обрубая тем самым мечту многих дальневосточников о качественной и вместе с тем доступной машине. Июль 2003-го – премьер-министр Михаил Касьянов объявляет на совещании в Якутске о планах правительства лишить сотни тысяч наших земляков так называемых северных надбавок. Тот же июль 2003-го – на открытии Бурейской ГЭС президент Путин заявляет о необходимости уделять большее внимание развитию Дальнего Востока. Август 2003-го – Путин дает поручение Грефу разработать меры по закреплению населения в регионе. Сумма этих слагаемых (или вычитаемых?) звучит примерно так: деньги, ребята, мы у вас заберем, и машины вы тоже больше не купите, но – хотя качество жизни здесь в несколько раз ниже, чем в центральной полосе России – вы все равно будьте патриотами, живите здесь, а мы для вас, может быть, что-нибудь придумаем; ну, например, какую-нибудь новую концепцию сочиним. Хотя ее, конечно, на хлеб не намажешь и на дачу на ней верхом не поедешь.
Наверное, я совершенно не имею права говорить в этой ситуации о несогласованности действий между президентом и премьер-министром. Для этого я слишком мало знаю. Но я имею полное право размышлять так, как размышляет подавляющее большинство моих земляков, глядящих на неуклюжие действия Москвы с одним-единственным чувством – недоумения. И это еще мягко сказано.
Возникает здесь и другой вопрос. Согласно теории управления (которая, к слову, едина для всего мира) любая власть, чтобы принимать адекватные решения, должна опираться на объективную и точную информацию с мест. И поставляют эту (обязательно диверсифицированную, т.е. разделенную) информацию ее различные представители с этих самых мест. Вот и думай: что же сообщают в Москву из ДВФО, из администраций краев и областей региона, из местных управлений силовых ведомств, если в столице – судя по ее действиям – совершенно не представляют себе реалий нашей жизни, не знают о реакции дальневосточников на те или иные решения, не понимают, что огромная территория от Чукотки до Тумангана, на которой и так-то жизнь далеко на сахар, все дальше «отплывает» от материковой России?..
Еще момент. Как, очевидно, помнит читатель, в ноябре прошлого года под руководством президента в Кремле прошло заседание Совета безопасности РФ, на котором рассматривались проблемы Дальнего Востока. Случай беспрецедентный: обычно Совбез рассматривает одну из проблем, важную для страны в целом. Назавтра после заседания в Москве состоялась пресс-конференция полпреда президента в ДВФО Константина Пуликовского, на которой присутствовал и ваш корреспондент. Выслушав сообщение Константина Борисовича о том, что для решения проблем региона его надо интегрировать в единое российское пространство, т.е. построить линии ЛЭП, дороги и трубопроводы, я, помнится, спросил: не окажутся ли все эти стройки ненужными, ведь главная проблема территории – люди и условия их проживания, и если темпы выезда сохраняться, то интегрировать мы будем обезлюдевшее пространство?.. На такой вопрос полпред даже обиделся: вы не владеете ситуацией, сказал он, эта проблема была в начале 90-х, а в последние годы (надо полагать, с созданием структур федерального округа) положение стабилизировалось, и теперь даже возникает тенденция, что едут к нам, а не от нас.
Ну-с… Не прошло и года, как вопросами закрепления населения на Дальнем Востоке решил заняться лично президент, взяв их под свой контроль. А в Хабаровске чуть ли не назавтра после озвученного поручения Путина Грефу прошло совещание Пуликовского с дальневосточными губернаторами: что сделать для реализации поставленных задач.
Быстро отреагировали.
Жаль, что – как всегда – не сумели сработать на опережение. Почему? От незнания проблемы или от нежелания ее видеть?
Полагаю, что не пройдет и месяца-двух, как нам сообщат о какой-нибудь очередной программе или концепции (об этом, впрочем, см. выше). Но судить мы будем не по ним, а по дальневосточным и северным коэффициентам, таможенной и налоговой политике, по сопоставлению и затратности уровней жизни у нас и в Рязани.
Так-то оно как-то честнее.
Автор: Андрей Островский, "Владивосток"