Не ставить экспериментов на детях

На вопросы корреспондента «В» отвечает Сергей ПИКИН, руководитель департамента науки и образования администрации Приморского края.

15 авг. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1410 от 15 авг. 2003

На вопросы корреспондента «В» отвечает Сергей ПИКИН, руководитель департамента науки и образования администрации Приморского края.

КОШЕЛЕК ИЛИ ЖИЗНЬ?

- Сергей Михайлович, что нового в этом учебном году ждет наших школьников, их родителей и учителей?

- В предстоящем учебном году работа будет продолжена вокруг трех составляющих: доступность, качество и эффективность. Это не абстрактные понятия, каждое из них поддается контролю.

Далее, и это очень важно – сделать обучение практикоориентированным и здоровьесберегающим. Сохранение здоровья ребенка на самом деле самое важное для родителей и общества. В этом году во всех школах будет по три часа физкультуры.

Приоритетными направлениями остаются поддержка и развитие общеобразовательных учреждений. Вот почему продолжается работа по оснащению школ учебно-наглядными пособиями и картографической продукцией, школьной мебелью и спортивным инвентарем. Уже завершается поставка школьных учебников во все школы края, а их закуплено в этом году на сумму 26 млн. рублей. Что еще ожидает нас в этом учебном году? Считаю, что назрела необходимость разработать систему мер по модернизации педагогического образования. А это в том числе означает обновление системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов. Кроме того, педагогическому сообществу предстоит внимательно изучить и обсудить проект программы развития системы образования Приморского края до 2008 года. Именно об этом шел серьезный разговор на краевом съезде педагогических работников в марте этого года.

Не могу не сказать и о том, что всех нас обнадеживает очевидный рост внимания к проблемам образования на всех уровнях, но особенно радуют конкретные шаги краевой администрации, губернатора по решению проблем, которые накопились за многие годы. В нормальное русло вернулась практика своевременной выплаты зарплаты и отпускных. С 1 января этого года подписаны и строго выполняются соглашения о делегировании полномочий по выплате зарплаты учителям с 29 главами муниципальных образований. В краевом бюджете предусмотрены субвенции на эти цели. Задолженность по зарплате отсутствует на протяжении 2002, 2003 годов. Отпускные тоже выплачены своевременно (были задержки в Находке, Владивостоке, так как они не подписали соглашения с администрацией края).

Теперь что касается нововведений. К новшествам в области образования я отношусь с долей осторожности, мое убеждение: школа – институт достаточно консервативный, все, что предлагается детям, должно быть семь раз отмерено. Мы ведь уже столько нареформировали…

ЕГЭ ОТДЫХАЕТ

- Но что-то же меняется в содержании образования?

- О содержании, школьном и региональном компоненте, о том, переходить ли на единый госэкзамен, на профильное обучение, на изучение английского и информатики со второго класса, тоже задумались сразу. Увы, на эти вопросы до сих пор не нашли однозначного ответа – ни на педсовете, ни на съезде. Но принципиальные вещи решили. И вновь в русле “торопись медленно”.

Мы твердо стоим на позиции, что структура начальной школы должна быть только “1-4”, то есть четыре класса, и никаких трехлеток. Когда многократно и неизбежно увеличивается объем информации, его надо давать ребенку постепенно. Следующий вопрос: будет ли Приморский край переходить на ЕГЭ? Наше профессиональное корпоративное решение таково: ждем окончания эксперимента, посмотрим оценки экспертов, быть может, кое-что будет улучшено, пересмотрено. Нам торопиться не стоит…

- А профильное обучение – когда с 9-го класса школьник выбирает стезю – техническую ли, гуманитарную, естественно-научную – и получает углубленные знания именно по избранному профилю, а остальные предметы в облегченном объеме?

- Профильное обучение направлено прежде всего на личностную реализацию школьника. При этом расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории. Но чтобы обеспечить углубленную подготовку по профилю, нужно создать для этого соответствующие условия. Необходимы учебники для профильных школ, оборудованные кабинеты, программы, базисный учебный план. Нужны образовательный стандарт, методические рекомендации и, наконец, подготовка кадров для профильной школы. Огромный фронт работ. Вот этим нам и предстоит заняться. Думаю, к 2005-2006 году будем готовы. Причем будем исходить из кадрового потенциала: зачем городить языковой профиль в сельской школе, где нет педагогов с достойной подготовкой?

Другое дело, на слете учебно-производственных бригад в этом году, а они в основном представлены сельскими школами, принято решение создать Ассоциацию сельских школ. Это может стать хорошим корпоративным сообществом, где будет происходить не только обмен опытом, но и вещами более материальными. Например, в крае второй год работает программа лизинга техники для крупных фермерских хозяйств. Школы по отдельности в такой программе участвовать не могут – силы и объемы не те. А ведь большинство  сельских школ всерьез занимаются сельским хозяйством – жизнь заставляет. Да и ученики получают ту самую профильную подготовку, очень неплохую! Но если школы объединятся – почему бы не участвовать в программе лизинга, не брать в аренду комбайны, тракторы? Не обмениваться семенным фондом? При том, что край поможет с горюче-смазочными материалами, удобрениями. Уже готовится учредительная конференция.

ТАРЕЛКУ – ШКОЛЕ!

- Сергей Михайлович, одна из моделей модернизации сельских школ предполагает: есть базовая школа в районном центре, откуда опытный учитель физики, английского или химии ежедневно выезжает в маленькие школы своего района...

- Да, это одна из форм обучения – так называемые учебные передвижные лаборатории. Мы много о таких формах говорили, изучали… Но есть вариант более интересный. Если будет продолжаться улучшение материального положения учителя, если в рамках программы жилья для молодых сельские педагоги станут получать квартиры, учитель в сельскую школу вернется.

- Допустим. Но вряд ли в малокомплектной школе, где 40 учеников, будет полный набор учителей-предметников...

- Да, на такой случай есть разные варианты. И многое мы ждем от программы “Электронное Приморье”. От федеральной программы обеспечения школ спутниковыми тарелками. Правда, возник парадокс: компьютеры есть, а средств для выхода в Интернет нет. Между тем роль Интернета для сельских школ огромна, но пока они к этому не очень готовы.

- Где же взять средства на выход в сеть?

- Думаю, что при формировании бюджета надо попросту предусматривать и эту статью. Когда тратятся немалые деньги – спонсорские, родительские, бюджетные – на что угодно и не находится средств на  подключение к сети, это абсолютно обесценивает программу. Здесь попросту нужно грамотное управленческое решение.

- Осенью Госдума должна наконец принять образовательный стандарт. Учителя его ждут?

- Очень. Я по специальности историк. К примеру, до февраля у нас был учебник по истории Отечества, ХХ век. Абсолютно не иллюстрированная, книга к тому же представляет собой компиляцию околонаучных трудов, которые никак не ориентированы на воспитание патриотизма, гражданственности, любви к Родине. Один аргумент: вот мы все готовимся к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. А в учебнике вообще нет фамилий, скажем, Виктора Талалихина, Зои Космодемьянской, героев-панфиловцев. Вся война представлена чуть ли не двумя именами - фельдмаршала Гудериана и маршала Жукова. Все! И нет даже упоминания о Бресте, о Смоленском сражении, о битве за Киев. Об участии советского солдата в освобождении Восточной Европы, в битве за Одер, за Вислу…

К счастью, в феврале этого года у школьников появился по-настоящему хороший учебник по истории Отечества. Но и в других предметах стандарт – тот минимум обязательных знаний, которые должна дать школа, - нужен.

ПОДАЙТЕ ШКОЛЕ УЧЕНИКА!

- Школы в крае по-прежнему будут закрываться?

- Это больной вопрос. К сожалению, школы в селах закрываются из-за сложных демографических процессов. Например, с 1999 года число учеников в селах сократилось на 12 тысяч. Но все дети учатся, и ни одна сельская школа не будет насильно закрыта. Более того, несмотря ни на что, школы в селах строятся. Скоро будут сданы в эксплуатацию 4 образовательных объекта.

- Где и каких?

- Уже введен в строй оздоровительный центр для детей из детских домов в селе Девятый Вал Надеждинского района. В августе ждем сдачи школ в селе Бельцово Яковлевского района, в селе Беневском Лазовского района, пристройки на 110 мест к школе в Черниговке. Но есть и тревожные адреса. В 2-4 школах по краю 1 сентября мы занятия не начнем, не успеваем с ремонтом. К сожалению, есть просто древние здания, и надо ими срочно заниматься. Например, в селе Турий Рог Ханкайского района, где зданию под сто лет. А вот в Рощино школе всего 20 лет, но она развалилась, потому что построена кое-как. И в селе Многоудобном Шкотовского района надо возобновлять брошенное строительство. И в Красном Яре Пожарского района надо строить. Зато школу в поселке Врангель, которую строили китайцы и она за несколько лет почти развалилась, к учебному году восстановили. Словом, проблем предостаточно…

- С легкой руки министра образования Филиппова начали программу по спортинвентарю, на страну выделено 300 млн. рублей. До нас хоть один мяч дошел?

- К слову, мы такую программу начали раньше, и денег выделено немало. В прошлом году 15 млн., в нынешнем – 16 млн. Словом, в спортзалы пошли первые комплекты мячей, матов, сеток. Да, пока немного, не хватает, учителя звонят, требуют. Но не все сразу…

- На краевом уровне работает ряд программ, в том числе обсуждается вопрос, как накормить каждого школьника горячим завтраком.

- Да, работает более 10 программ, причем при серьезной поддержке губернатора края. Это “Школьный автобус”, “Компьютеризация школ”, “Школьная мебель”, “Учебно-наглядные пособия”, “Спортивный инвентарь”, “Медицинское оборудование” и другие.

Что касается питания школьников, это тоже вопрос здоровья целого поколения. Я уже говорил, что если выбирать между здоровьем ребенка и образованием, нужно выбирать первое. Согласитесь, здоровых детей мы всегда научим, а вот больных – нет. По закону федеральный бюджет должен дотировать питание школьников, то есть каждому ученику выделить 1 рубль 80 коп. на завтрак. Этих средств едва ли хватит на чай и булочку. Ни копейки из этих денег из бюджета не поступило. Потому губернатор поставил конкретную задачу –  изыскать средства в краевом бюджете. Пока вопрос в стадии решения: не исключено, что сумма будет увеличена. Более того, ожидается целевой федеральный трансферт на эти цели. Надеюсь, что каждый школьник в этом году получит горячий завтрак.

А начнется нынешний учебный год необычно: уроком “Гражданин России”, в котором примут участие представители государственной власти начиная с первых лиц. Думаю, очень важно в школе кроме атмосферы комфортности для ребенка восстанавливать традиции патриотизма и гражданственности.

Автор: Марина ИВЛЕВА, Вячеслав ВОЯКИН, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»