Гром небесный телефонного звонка

Небольшая комната, три телефонных аппарата и длинный стол… Не слишком комфортное помещение выделили службе доверия ДВГУ. Но не в комфорте дело. Каждый день сюда приходят волонтеры, чтобы помочь ближним.

5 авг. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1403 от 5 авг. 2003

Небольшая комната, три телефонных аппарата и длинный стол…
Не слишком комфортное помещение выделили службе доверия ДВГУ. Но не в комфорте дело. Каждый день сюда приходят волонтеры, чтобы помочь ближним.

В декабре прошлого года волонтеры при Институте человековедения ДВГУ создали телефон доверия. Сначала -  только для студентов Дальневосточного госуниверситета, но сейчас сюда могут позвонить все, кто нуждается в помощи. Однажды в трубке раздался дрожащий детский голос. Пятилетний мальчишка, запертый один дома, звонил на радио и по ошибке попал сюда. Поговорили, успокоили...… Теперь малыш, который по-прежнему часто остается  один, – постоянный «клиент» телефона доверия. И друг.

Работают здесь студенты. Проблемы молодежи им близки и понятны. Профессиональные психологи и опытные работники Владивостокской службы доверия помогают им овладеть практическими навыками телефонного консультирования, показывают, как и за счет чего можно решить различные проблемы, пошагово разбирают все случаи, с которыми можно столкнуться на практике.

Кстати, возможность решать чужие проблемы есть не только у будущих психологов: волонтерами могут стать студенты любого факультета ДВГУ. Даже если вы поступили на юрфак, но хотите поделиться своей теплотой, помочь другим людям или узнать что-то о психологии, то можете прийти сюда. 

Однако вашего желания мало. Отбор здесь строгий. Телефонный консультант должен уметь чувствовать переживания другого человека, на языке психологов это называется эмпатией. Еще одно немаловажное качество – психическая устойчивость, так как часто звонят нездоровые и находящиеся в кризисных ситуациях люди. Поэтому человек, который принимает звонок, должен быть уравновешенным и уверенным в себе. Затем консультант должен уметь слышать другого и при этом  не искажать ту информацию, которую ему передают, а значит, правильно на нее реагировать. Ведь так важно, чтобы на другом конце телефона вас понимали.

Самые популярные на сегодняшний день причины обращений: моральные травмы, злоупотребление наркотиками и проблемы во взаимоотношениях.   Чаще всего - с друзьями и преподавателями. Ребята не могут сдать экзамен, ссорятся с девушкой или молодым человеком, сталкиваются с грубостью однокурсников… и обращаются за помощью. За все время работы службы было всего два суицидальных звонка, и, к счастью,  людей удалось удержать от самоубийства.

Бывает, что в ответ на приветствие консультанта позвонивший молчит в трубку, а потом кладет ее. Но после перезванивает... Нередко мешают работе телефонные розыгрыши, а иногда и брань. Но гораздо чаще люди просто звонят и благодарят за помощь. Здесь можно получить не только психологическую поддержку, но и практическую информацию: куда  обратиться за медицинской консультацией, как отстоять свои студенческие права или найти работу на лето. 

«У нас, как в Штатах и Европе, работают только волонтеры, - говорит руководитель службы доверия Анна Зубрицкая. – Но качество помощи отнюдь не становится ниже. Важно именно желание работать. Так что свою миссию – помочь и понять - мы выполняем». 

Кстати. Телефон службы доверия ДВГУ – 43-77-77.

Автор: Екатерина ЛИГАЙ, специально для «В»