Анатолий Шевченко: Быть профессионалом
В преддверии выборов глав и депутатов муниципальных образований с мэром Арсеньева Анатолием ШЕВЧЕНКО беседует наш корреспондент Виктор ДЕБЕЛОВ.
В преддверии выборов глав и депутатов муниципальных образований с мэром Арсеньева Анатолием ШЕВЧЕНКО беседует наш корреспондент Виктор ДЕБЕЛОВ.
- Анатолий Ильич, еще до официального старта выборной кампании в каждом городе, районе Приморья определился весьма широкий круг претендентов в главы местных администраций. В Арсеньеве, например, их будет до десятка - отчего же так велика тяга к этому креслу, притом в столь хлопотное время?
- Я не новичок в управлении городским хозяйством. Первым замом мэра и мэром отработал 5 лет, так что знаю, сколь многотрудна эта должность. И физически, и особенно психологически. Я могу понять, когда свою кандидатуру на пост мэра выставляет подготовленный управленец, скажем, руководитель крупного предприятия, но посмотрите, кого только нет среди соискателей этой должности. Кто-то, конечно, идет сюда из искренних побуждений улучшить жизнь горожан, не представляя себе ни общей компетенции главы муниципального образования, ни тех барьеров, которые встанут на его пути. А некоторые считают, что пост мэра - это удобная позиция для удовлетворения своих амбиций, а то и возможность добыть таким образом кормушку для себя и друзей. Но и в том, и в другом случае могу разочаровать таких кандидатов. Дилетант за короткий срок мэрства так и не станет профессионалом, а значит, не оправдает ожидания горожан. Ну а страждущего власти и денег просто ждет большое разочарование. Вместо генеральских погон он получит дирижерскую палочку. А деньги? Любой шаг в сторону от закона - и вы под прокурором... Обилие кандидатов меня тревожит и настораживает.
- Как действующего мэра, у которого появилось много соперников, или как жителя этого города?
- В первую очередь - как мэра. Но не в соперничестве дело. Подчеркиваю: без профессионализма, а его в России очень мало, даже честный человек немногого добьется. К руководству таким сложным хозяйственным и социальным механизмом, которым является муниципальное образование, чаще приходят политики некрупного масштаба. Но вот они у власти, а всю черновую работу приходится выполнять профессионалам аппарата администрации.
Думаю, в городах и районах должна проводиться кадровая подготовка, а нам, к сожалению, не дали возможности готовить себе смену и поработать столь созидательно, чтобы обеспечить тылы в рядах избирателей на случай собственного выдвижения кандидатами в мэры. Большинство из нас в последний год только и занимается тем, что выбивает положенные дотации да оправдывается перед коллективами муниципальных предприятий, где месяцами не получают заработной платы. Хотя, например, в планах и наработках моей команды немало нужных городу дел. Причем именно в социальной сфере. И у меня лично такие опасения, что эта ситуация, не зависящая от администрации Арсеньева, связанная, в частности, с конверсией в военно-промышленном комплексе, неплатежами бюджета, помешает избирателям осознанно сделать свой выбор. В программах "незапятнанных" кандидатов обязательно будут довлеть красивые обещания: все дать людям завтра и с утра. И ведь, как уже доказано выборной практикой, многие этому поверят. А завтра, проснувшись, они, конечно, ничего не получат - так не бывает.
- Вы побывали в США, знакомились с опытом муниципального управления американцев. То, что вы говорите, подтверждено увиденным?
- Система управления административно-территориальными образованиями там аналогична нашей. Но американцы имеют специальную подготовку муниципального служащего. И не зависят от того, кто придет на пост городского мэра - сторонник демократов или республиканец. Да, мэру может не понравиться шериф, он поставит другого, но это будет профессионал, подготовленный именно к такой работе. Так что при любых политических и социальных катаклизмах их мэрия будет работать как часы.
- Вы полагаете, что предстоящий выбор избирателей, задавленных безработицей, безденежьем, продиктует одно - убрать "плохого" мэра, поставить "хорошего"?
- Несомненно, Арсеньев сегодня - самая болевая точка Приморья. Это максимальное в крае, практически десятикратное по сравнению с 1990 годом, падение промышленного производства. Это более чем 4000 официально зарегистрированных безработных. Ненамного лучше положение в других городах края. Но я уверен: изменится общая экономическая ситуация в стране - и все станет на свои места. Арсеньев доказал в прошлом и докажет в будущем, что этот город высоких технологий, мощного интеллектуального и технического потенциала может быть не дотационным, а наоборот, донором для других территорий. И он будет таким. Но как скоро произойдет улучшение ситуации, зависит и от глав муниципальных образований.
Для меня очень важно, кто придет мне на смену. Ведь в городскую инфраструктуру вложено немало сил и здоровья. В цивилизованном мире независимо от политической ориентации страны, развитости рыночной экономики смена властей на территории по срокам разделена. То есть есть двухгодичный интервал между выборами администратора и депутатов. По крайней мере 2 года из 4 представители обеих ветвей власти работают вместе, срабатываются. И таким образом достигается преемственность. У нас же выборы и исполнительной, и представительной властей делаются в одни сроки. Между тем смена власти - это болезненный вопрос для любого жителя города, края. И особенно это видно на примере Владивостока. Приморцам предстоит полностью обновить властные структуры, и я уверен, что ничего хорошего это нам не сулит. Тем более что шансы нынешних мэров, принявших на себя удар всеобщего экономического хаоса, незначительны, а новым администраторам, даже самым большим умницам и патриотам своих городов и районов, потребуется для вхождения в должность минимум год. Без знания проблем, которые ложатся на плечи главы администрации и муниципального комитета, будет шараханье от одной хорошей идеи к другой. А в итоге - откат к еще худшей ситуации. В этих условиях я сделаю все возможное, чтобы сохранить и подготовить кадры, которые после 22 декабря заступят на эту тяжелейшую вахту дистанцией в 4 года.
- Какой бы вы хотели видеть местную представительную власть?
- Ничего не могу сказать плохого о нынешнем составе городского муниципального комитета. Но есть в нем один недостаток: более половины депутатов - работники авиакомпании "Прогресс". Да, такова воля избирателей. Но мне все же хочется, чтобы представительный орган был из всех слоев города, тогда бы внутригородская социальная политика была сбалансированней, а решения - более выверенными.