Огонь на поражение

На самом деле это уже даже не смешно. За последние 11 лет корреспонденты «В» работают на взрывах арсеналов Минобороны, расположенных на территории Приморского края, в 4-й раз. Хроника прошлых фейерверков хорошо известна: 1992 год – арсенал ТОФ в районе Второй Речки во Владивостоке, 1994-й – арсенал ВВС в районе села Новонежино Шкотовского района, 1996-й – арсенал ДВО в районе села Барано-Оренбургское Пограничного района.

15 июль 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1391 от 15 июль 2003

На самом деле это уже даже не смешно. За последние 11 лет корреспонденты «В» работают на взрывах арсеналов Минобороны, расположенных на территории Приморского края,  в 4-й раз.
Хроника прошлых фейерверков хорошо известна: 1992 год – арсенал ТОФ в районе Второй Речки во Владивостоке, 1994-й – арсенал ВВС в районе села Новонежино Шкотовского района, 1996-й – арсенал ДВО в районе села Барано-Оренбургское Пограничного района.
На последующие 7 лет военные взяли паузу. Однако события минувшего воскресенья показали, что расслабляться нам всем – живущим на пороховой бочке – абсолютно рано.

...…Иван Дашинский работает в ТУРНИФе матросом первого класса. Рыбак. Свой профессиональный праздник отправился в субботу встречать вместе с Лизой Киреевой на дачу, что расположена в дачном поселке Таежном в нескольких километрах от Кипарисово.

- Вечером мы пошли погулять возле дачи, - рассказывает Лизавета, - и вдруг увидели на дороге, прямо возле ног, змею. Я ужасно испугалась, а Ваня схватил какую-то палку и отбросил ее в сторону. Мы еще оба подумали: плохая примета...…

Примета оказалась действительно плохая.

- Где-то в полпятого утра раздался жуткий по силе взрыв, зарево было такое, что я первым делом подумал об атомной войне, - говорит Иван. - Со звоном вылетели стекла. Дачка у нас крохотная, сами видите, кровать стоит прямо под окном. Нас спасло только то, что мы спали, укрывшись толстым ватным одеялом. Вон оно все изрезано, смотрите...… Лизу ударной волной бросило на стену, она сильно ударилась головой и потеряла сознание. Я стряхнул осколки стекла, завернул ее в одеяло и на плече вынес из дома. Вокруг - как в дурном боевике - в кромешной тьме, разрываемой всполохами взрывов, бежали какие-то люди, голые, одетые - кто в чем...… Все бежали в сторону леса, оврага. Мы тоже побежали в лес, забились в какую-то яму и сидели там больше трех часов, до восьми утра. Было очень страшно...… Вокруг одна за другой как факелы вспыхивали дачи...… Вон, от нашей дачи всего метрах в 30 одно пепелище осталось. Слава богу, что там никто не ночевал. Хозяева-то, наверное, еще и не знают, что кроме горсточки пепла и покореженного огне
м железа у них ничего не осталось…... Где-то около восьми взрывы начали стихать и тут же появилась милиция, приехали военные, пожарные, машины скорой помощи...  …Да, нам еще повезло, что наш домик снаружи обшит листовым железом: видите, какие вмятины в металле - как раз в районе изголовья...…

…...Повезло на самом деле не только Ивану с Лизаветой. Повезло всем: дачникам, жителям Таежного и Кипарисово. А больше всех, конечно, повезло командованию ТОФ. Повезло в том, что никто не погиб. Во всяком случае, именно так утверждает официальная информация. Как человек, который все воскресенье провел в районе ЧП, возьму на себя смелость утверждать: в том, что все остались живы, можно усматривать какой-то божий промысел, чудо. Когда в кромешной тьме веером разлетаются покореженные снаряды (хоть и без взрывателей, но начиненные смертоносной взрывчаткой), когда хилые крыши и тонкие стены дачных домиков прорезают раскаленные куски рваного металла, когда одно за другим занимаются пожарища, а сотни и тысячи заспанных раздетых людей мечутся, не зная, куда деваться  - на этом фоне факт стопроцентного спасения представляется действительно просто ангельским везением.

…...У нас в редакции работают очень опытные водители. Но по узким улочкам Таежного Евгений Суханов вел редакционный джип с черепашьей скоростью, пристально вглядываясь в дорогу - мало ли что может оказаться под колесом...… А мы записывали адреса. Улица Земляничная - в каждом втором доме проломлена крыша, посечены стены. Улица Вишневая - картина типа 1942 года, сожженная фашистами деревня: посреди пожарища одиноко возвышается обугленная печная труба. Улица 8-я - здесь тоже можно говорить только о чуде. В доме № 202, где живет пенсионерка Анна Дмитриевна Торкунова (на фото слева внизу), здоровенный снаряд прошиб козырек над крыльцом, вышиб две двери  и проломил пол, вырыв метровую яму в нескольких сантиметрах от ее кровати. За секунду до этого она, заслышав грохот, вскочила с постели, и снаряд буквально чиркнул ее по ногам.

- Я, конечно, испугалась. Ну, думаю, помирать пора. Легла обратно на кровать, руки на груди скрестила, жду - что же будет дальше...…

Дальше приехала скорая помощь, Анне Дмитриевне перебинтовали ногу, и она пошла дальше ковыряться на своем участке - эвакуироваться отказалась наотрез.

У начальника Надеждинского райотдела милиции подполковника Валерия Бондаренко усталое лицо. Его и весь личный состав райотдела подняли по тревоге в районе 5 часов утра.

- Из опасной зоны мы эвакуировали около 7 тысяч человек. Но это, конечно, полбеды. Куда хуже другое: в районе дач, в лесных массивах уже полным ходом пытаются орудовать любители поживиться. На дачах, понятно, мало что возьмешь. Но вокруг теперь тонны цветного металла. А кого-то интересует взрывчатка - такие тоже есть. Уже сегодня мы задержали несколько человек и с тем и с другим. Флоту, саперам нужно как можно скорее зачистить территорию - тут же кругом грибники, дети...…

Собственно, флот это хорошо понимает. Саперов морской пехоты тоже подняли по тревоге еще затемно. Их жуткую работу наш фотокорреспондент Вячеслав Воякин снимал, что называется, в упор. Старший матрос-контрактник Андрей Кудин, сержант Дмитрий Бухаров, матрос Александр Усольцев грузили в мощный тягач с красной надписью на борту «Разминирование» покореженные, деформированные мины и снаряды, куски похожего на хозяйственное мыло взрывчатого вещества. Это - только первый день работы. Сколько понадобится еще, чтобы обезопасить огромную пораженную территорию?

…...Вчера утром мы связались с начальником пресс-центра Тихоокеанского флота капитаном 1-го ранга Александром Косолаповым. От имени командующего флотом адмирала Виктора Федорова он попросил принести самые глубокие извинения всем, кто страшным утром 13 июля оказался в зоне поражения.

Позиция командующего вызывает искреннее уважение. Он извиняется за то, в чем по большому счету не виноват. Хранилище боезапаса ТОФ в районе Таежного существует с 1937 (!)  года. В последнее время - именно при Федорове - туда был переброшен остававшийся боезапас и с печально известного арсенала в районе Второй Речки во Владивостоке. (Осенью прошлого года там опять было ЧП, материал об этом мы публикуем рядом.) К слову, это обещали сделать многие командующие флотом. Сделал ныне действующий. На строительство бетонных укрытий требовалось выделение из федерального бюджета (читай бюджета Минобороны) 84 миллионов рублей. Вопрос финансирования остается открытым до сих пор.

Есть и еще один момент. При возведении арсенальных сооружений подобного типа по существующим нормам вокруг них отчуждается полоса шириной как минимум 300 метров, в которой запрещено любое строительство. В Таежном расстояние между некоторыми дачными улочками и арсеналом измеряется несколькими десятками метров. Мы меньше всего склонны обвинять людей в самочинном захвате земель под дачные участки и домики. Но ведь кто-то же давал разрешение на строительство? Очень хотелось бы знать, кто именно…...

...…Сейчас многочисленные информагентства гоняют разную информацию: кто сообщает, что взорвалось 70 условных вагонов (именно в таких единицах измеряется хранимый боезапас), кто говорит о 50 вагонах; сообщают о калибре и типах разлетевшихся мин и снарядов. Представляется, однако, что не это сейчас самое главное. Когда электронные СМИ (а они всегда оказываются первыми) сообщают о 8 или 20 сгоревших дачах, то это говорят люди, абсолютно не представляющие себе реальной картины. Да, сгорело относительно немного. Но мы можем твердо заявить о том, что сотням (именно сотням, никак не меньше) дачных домиков нанесен такой урон, что жить там невозможно: проломлены крыши и стены, выбиты стекла, повалены трубы. Особенно пострадали садоводческие товарищества «Маяк», «Дельфин», «Кипарис», «Буревестник». Дачевладельцами здесь являются люди, которых никак нельзя отнести к новым русским и для которых дача является существенным подспорьем, а ее ремонт - огромной проблемой. Застрахованных между тем единицы. Кто возместит, кто компенсирует их потери? Как они будут учитываться, каким будет механизм компенсации?

Вопросы и еще какие.

…...Сейчас в Таежном параллельно с саперами к работе приступают следственные бригады, военная прокуратура. Расследование, наверное, будет долгим, и о его результатах мы обязательно расскажем читателям «В». Но в первую очередь нам бы хотелось рассказать о том, какую помощь получат пострадавшие. Это вопрос ко всем властям - военным и гражданским.

Вопрос открыт.

Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»