Птица счастья Елены Прокловой
Актриса Елена Проклова запомнилась зрителям совсем девочкой в фильме «Снежная королева». Потом были роли и спектакли во МХАТе, бурная личная жизнь, разводы, смерть двух новорожденных мальчишек-близнецов. Потом третье замужество, поздняя дочка… Восемь лет отшельничества – бесконечные сотки земли, банки с соленьями, внучка. И вот Елена вернулась на сцену. Кинорежиссер Дмитрий Астрахан задействовал ее в своих театральных антрепризных проектах, один из которых зрители посмотрели в театре им. Горького несколько дней назад. Задорная дамочка, которая привыкла «сращивать» ниточки разных ситуаций исключительно в свою пользу, - этакая бестия. В жизни акриса совсем другая – обаятельная, открытая, замечательно выглядящая и неунывающая.
Актриса Елена Проклова запомнилась зрителям совсем девочкой в фильме «Снежная королева». Потом были роли и спектакли во МХАТе, бурная личная жизнь, разводы, смерть двух новорожденных мальчишек-близнецов. Потом третье замужество, поздняя дочка… Восемь лет отшельничества – бесконечные сотки земли, банки с соленьями, внучка. И вот Елена вернулась на сцену. Кинорежиссер Дмитрий Астрахан задействовал ее в своих театральных антрепризных проектах, один из которых зрители посмотрели в театре им. Горького несколько дней назад. Задорная дамочка, которая привыкла «сращивать» ниточки разных ситуаций исключительно в свою пользу, - этакая бестия. В жизни акриса совсем другая – обаятельная, открытая, замечательно выглядящая и неунывающая.
- Елена, нельзя войти в одну реку дважды. Но вы вернулись в театр. Почему?
- Когда-то я ушла, потому что во МХАТе, которому я отдала 20 лет, наметился явный застой. Но сегодня театр принципиально другой. Раньше это было производство: график, начальство, регламент, репертуар. Для актеров в основном театр являлся чередой обязательств, порой унизительных, и редко кому удавалось остаться в рамках чистого творчества. У меня это так или иначе получалось, как и в кино, куда врываешься своей работой и потом уже соглашаешься на то, что тебе хочется. Я вернулась не столько в театр, сколько на сцену. Занята только в антрепризе. Мне кажется, что в ней более комфортно, не случайно именно антреприза пришла на смену репертуарному театру, где все очень сложно. Я считаю, что сегодня нет такого меценатского отношения, когда государство или кто-то отдельный мог бы содержать театр на достойном уровне и платить актерам за то, чтобы они могли действительно заниматься своим творчеством и только, а не вкалывать, чтобы прокормить и одеть семью. Сегодня это, пожалуй, единственная форма, в которой можно существовать.
- Вы - натура творческая. Ваш муж занимается бизнесом. Как найти точки соприкосновения и не утратить взаимный интерес, сохранить отношения?
- Это ситуация индивидуальная. У моего мужа очень творческий бизнес. Он занимается коттеджным строительством, а это постоянное общение с людьми, которые формируют образ своего дома. Их основная задача - сделать не просто типовое жилье, а вдохнуть в него нечто свое, все обустроить согласно внутреннему видению мира. Мы с мужем едины в решении этой задачи. Я в его строительных проектах занимаюсь ландшафтным дизайном. Дело становится общим.
- Как ваш муж относится к тому, что появилась жизнь без него?
- Сначала очень ревностно относился, потому что у него, несмотря на его занятия, было очень много свободного времени, а я все время занята чем-то. Но сейчас он занят интересным делом, стал расти творчески и понял, насколько это увлекательно и правильно для человека - не сужать рамки, а двигаться вперед. Не теряя семью, друзей, просто расширяя пространство.
- Почему ландшафтный дизайн, абсолютно не связанный с театром?
- Когда я вышла замуж в третий раз, у нас появился собственный дом вдали от города. Я приехала на голое поле и поняла: надо как-то обустраивать это место. Мне не захотелось сажать ряды яблонь, клубники, разбивать грядки или делать типичную горку из трех камней. Мне захотелось посадить свой сад (мы ведь обязательно должны построить свой дом, посадить сад, воспитать детей) и сделать его таким, чтобы о нем говорили «Сад». Книг, которые я прочла, знаний оказалось недостаточно. В этот момент мне попалось объявление, что идет набор в архитектурный институт на специальность «ландшафтный дизайн». Это второе образование на базе первого высшего, двухгодичное. Наверное, вмешалась судьба, я пришла, когда уже закончились приемные экзамены. Но меня приняли.
- Елена, вы фаталистка, верите в то, что судьба вмешивается, когда следует?
- Не знаю, но судьба в моей жизни, безусловно, присутствует. Иначе я была бы не в состоянии столько пережить и создать.
- А когда она не дает, а отнимает, больно бьет, у вас рождается вопрос «за что?»
- Нет, не рождается. Я поняла, что в жизни все уравновешенно, и количество счастливых дней и подарков должно, безусловно, компенсироваться каким-то процентом и горя, и проблем. Странно, если у всех это было бы так, а у меня иначе. И потом, мы в страданиях мудреем, это не ново.
- Как пережить горе, как с ним справляться, не обозлиться? Опыт позволил вам вывести собственную формулу…
- Я поняла, что есть совершенно определенная защита от страданий: надо пережить их, и как можно быстрее. Горе болит всегда – это ведь часть нас, и зачастую одна из основных частей. Мы учимся в страданиях понимать других людей, слышать чужую боль, это одна из составных человека, а значит, она живет с нами до конца. Как опыт. А в тот момент, когда несчастье происходит, надо заставить себя пережить, от нас самих зависит, как долго мы будем находиться в этом состоянии.
- Вам работа помогла, ведь именно в тот момент, когда не стало ваших маленьких близнецов, Ефремов загрузил вас работой во МХАТе?
- И работа, и люди, и одиночество. Многое зависит от людей. Мне помогали даже те, кто, казалось, всегда завидовал.
- У вас вообще много завистников? Вы производите впечатление человека, у которого все легко и празднично…
- Не могу сказать, что завистники сильно вредят мне. Тем более что негативные моменты есть и в моей жизни. Когда они наступают, я стараюсь спрятаться в свою норку, даже от родных. Считаю, что не надо кого бы то ни было обременять этим состоянием. В норке прихожу в равновесие. И вообще надо периодически уходить куда-то восстанавливать силы, ведь бывает, что на исходе терпение и слезы подкатывают...… А завистники...… Я, наверное, из тех, кого счастливо миновало все это. Во всяком случае, письма злые мне не пишут, гадости не говорят.
- Вы сама - великодушный человек. Или не хочется иногда справляться с обидой?
- У меня бывает первая вспышка отрицания, я не очень умею сдерживать эмоции, могу резко отреагировать. Но две минуты - и мне хочется оправдать, понять, помочь (не простить даже, я не имею права прощать или не прощать).
- Вы написали книгу, в которой есть все - театр, кулинарные рецепты, откровенные истории трех замужеств. Обычно это делают, подводя некий итог. Почему Елена Проклова решила сесть за рукопись?
- Мне захотелось в определенный период вдруг посмотреть на себя со стороны, какая я есть, может быть, все, что я о себе думаю, только кажется. Это такие ночные ощущения, когда человек наедине с собой и пытается увидеть себя без прикрас.
- Вы легко делитесь опытом разводов. Но ведь это малоприятная процедура, тяжело, наверное, переживать, когда рушится семья?
- Я вообще тяжело переживаю, когда рушатся отношения с любыми людьми, дружба, особенно семья. Две мои первых семьи распались в силу неправильного воспитания государством. Вернее, отношение к семье как к ячейке общества у нас было правильным, но к взаимоотношениям людей – нет. Не было понятия секс, опыта добрачных отношений, не знали, что такое хорошо, что такое плохо, что стыдно, что не стыдно. И выводы были поспешные, молодежные: я знаю, значит, это так. Сейчас я понимаю все. Но насколько искорежена была наша молодость! И пожалуй, единственный вывод: семья – это то, за что надо держаться, чем надо дорожить и что надо беречь...… Как? Мы не были научены.
- Какие качества в людях, с которыми вы общаетесь, недопустимы?
- У меня нет такого – допускать к себе или нет по каким-то параметрам. Я воспитывалась в простой семье, где было много друзей и не существовало деления на уровни. Изначально допускались «к телу» все, всех я принимала с открытым забралом. Единственное, чего я не пойму и не приму, - осознанного предательства. Это страшно.
- Есть поговорка: «Если бы молодость знала, если бы старость могла…» Актрису обычно страшит возраст, она идет на всяческие ухищрения, чтобы его скрыть. А вы?
- Я жду ее. Во время съемок в фильме «Снежная королева» (то есть девчонкой) я как-то попала на спектакль «Синяя птица» во МХАТе (потом я очень долго играла Митиль в этом спектакле). Так вот персонажи «Синей птицы» - дедушка, бабушка, этакие седые старички, самые добрые и понимающие на свете люди, запомнились навсегда. Почему-то у меня с детства было представление, что моя старость должна пройти в саду, в райском домике, похожем на декорации «Синей птицы». А чтобы старость могла, нужно больше заботиться о здоровье. И будет все в порядке. Я достаточно много уделяю внимания своему здоровью, не запускаю недуги, слежу за питанием, за образом жизни, за экологией, в которой я живу.
- А как же модный сегодня фитнесс?
- Мой спортзал - это огород, мой сад и мой дом. Я очень люблю парную, люблю плавать, сейчас мы с мужем строим бассейн с противотоком, чтобы можно было не просто плескаться, а именно плавать, тренироваться. Фрукты-овощи с дачи, экологически чистые, мясо едим только после охоты, рыбу только после рыбалки. И вообще предпочитаем какую-то простую жизнь.
- И все же идиллический образ жизни нарушила работа. Вы вернулись и в кино?
- Отказываюсь сниматься. Пока ничего не предлагают хорошего, обидно даже. Но не заблуждайтесь насчет идиллии. Я все время чем-то занята. Шитьем, вязанием, живописью, хозяйством. Я себя больше люблю в труде и не люблю лениться. Не могу сидеть сложа руки и не люблю себя в этом качестве, становлюсь раздражительной, злой, если я куда-то поехала и забыла взять либо книжку, либо вязанье. Ощущение такое, что бездумно и напрасно тратишь минуты жизни, которых все равно отпущено сколько-то...
- Елена, вы считаете, женщина должна быть сильной или лучше не вступать в противоречие с природой: слабый пол пусть будет слабым?
- Думаю, это по-разному бывает. Моя сила воспитана жизнью, хотя по природе я очень слабый человек. Я-то знаю, сколько сил мне нужно, чтобы выстоять. Но обстоятельства таковы, что иногда я отвечаю не только за себя, иногда я просто не имею права быть слабой, иногда гордость не позволяет. По-разному складывается. Но вообще представьте себе, что в нашей стране еще и женщина была бы слабой. Ну как тогда поднять детей, простить мужа, который никчемен?.. Помогают справиться только сила и юмор. Хотя с юмором в нашей стране, конечно, неважно обстоят дела.
- Елена, принято думать, что в ладу с собой позволяет быть высокая самооценка, но часто она оборачивается гордыней, как не допустить?
- С гордыней надо бороться, и в Писании так сказано. Могу поделиться опытом. Гордыня идет от того, что мы считаем, что только у нас есть проблемы, беды, а у других они несерьезны. И к своим неприятностям в отличие от чужих относимся более трагично. Так вот, когда понимаешь, что ты не самый исключительный, значит, справился с гордыней. Я вовремя поняла это…
- Игра и жизнь, где та грань, которая позволяет удержаться в нужных рамках?
- Действительно, можно и в жизни заиграться, а можно на сцене все делать только всерьез. Думаю, есть одно средство - все тот же юмор. Безусловно, все наши проблемы закончатся с нашим уходом, так же, как и наша слава, счастье и несчастье.
- И все же есть какие-то абсолютные для вас вещи?
- Да, я научилась радоваться каждой минуте, себе самой. Проснулась с утра, начался день, неважно, дождливый он или солнечный, он мне дан. Зачем же я буду жить вчерашними проблемами? Надо уметь начинать заново.
Автор: Ольга ЗОТОВА, Татьяна БАТОВА (фото), «Владивосток»