По тундре, по железной дороге
Нефтяная компания ЮКОС вчера подписала самый крупный контракт в истории сотрудничества между Россией и Китаем. Согласно ему в течение ближайших трех лет компания поставит 2 млн. тонн нефти по железной дороге, что является весьма привлекательным для Транссиба. Сумма сделки составила 1,1 млрд. долл.
Нефтяная компания ЮКОС вчера подписала самый крупный контракт в истории сотрудничества между Россией и Китаем. Согласно ему в течение ближайших трех лет компания поставит 2 млн. тонн нефти по железной дороге, что является весьма привлекательным для Транссиба. Сумма сделки составила 1,1 млрд. долл.
Кроме того, вчера ЮКОС и China National Petroleum Corporation (CNPC) заключили генеральное соглашение об основных принципах и договоренностях поставок нефти по нефтепроводу Ангарск - Дацин, который планируется построить в 2005 году.
Российская нефть начинает потихоньку заполнять китайский рынок и, как обещал вчера Михаил Ходорковский, займет около 10 процентов от его объема после окончания строительства трубопровода (если в 2001 году CNPC закупала около 730 тыс. т российской нефти, то в 2002 этот объем увеличился до 1 млн. 50 тыс. т). Как известно, с 2005 года, когда планируется ввести в эксплуатацию нефтепровод, ЮКОС будет поставлять в Китай 20 млн. тонн нефти в год, добываемой в Восточной Сибири, а затем - по 30 млн. тонн. В подписанном вчера генеральном соглашении указывается, что срок поставок составляет 25 лет. Правда, уже сейчас президент CNPC Ма Фуцай выразил уверенность, что «после строительства нефтепровода сроки не будут ограничиваться 25 годами».
В свою очередь г-н Ходорковский заявил, что сделка по поставкам нефти в Китай оценивается в 150 млрд. долл., и тут же прибавил, что 60 млрд. из них получит бюджет России. Также он сообщил, что параметры сделки базируются на мировых ценах на нефть. Осенью компании должны подписать окончательное соглашение. По словам замминистра энергетики Петра Нидзельского, также присутствовавшего на подписании, нефтепровод «позволит перевести решения, которые записаны в Энергетической стратегии России до 2020 года, в материальные вещи».
Между тем вопрос о начале строительства трубы в Дацин пока остается открытым. Даже сам г-н Ходорковский ответил на него уклончиво: «За строительство трубопроводов у нас отвечает «Транснефть». Однако накануне вчерашнего подписания документов президент «Транснефти» Семен Вайншток уже заявил, что пока правительство так и не приняло решение, по какому маршруту строить трубопровод - в Дацин или Находку. Энергетическая стратегия предусматривает строительство трубопровода на Находку с ответвлением на Дацин, но какую часть трубы строить раньше, непонятно. Впрочем, г-н Ходорковский считает, что в будущем нефти хватит на две трубы: «Если мы хорошо поработаем 10-15 лет и откроем новые месторождения в Восточной Сибири, то сможем продолжить трубопровод дальше (в Находку. - Ред.)». Правительство, по словам г-на Вайнштока, должно принять решение по этому вопросу в течение ближайших двух недель. Вчера же президент «Транснефти» также встречался с представителями китайской делегации, после чего заявил журналистам, что общение было недолгим, презентации какого-либо из возможных проектов строительства не проводилось. Просто китайская сторона «хотела услышать подтверждение «Транснефти» о готовности к реализации этого проекта».
Автор: Денис РЕБРОВ, специально для «В»