Энергичные цветы для Владивостока

В рамках фестиваля японской культуры в России в краевом центре прошли двухдневные курсы знаменитого японского искусства составления букетов. Провел его член правления ассоциации мастеров икебаны префектуры Ниигата господин Уэно Косю (его визит стал возможен благодаря усилиям владивостокского общества любителей японской культуры при активном содействии и помощи генерального консульства Японии во Владивостоке). Впрочем, титулов у Уэно-сан множество. Искусству икебаны он посвятил свою жизнь.

10 май 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1355 от 10 май 2003

В рамках фестиваля японской культуры в России в краевом центре прошли двухдневные курсы знаменитого японского искусства составления букетов. Провел его член правления ассоциации мастеров икебаны префектуры Ниигата господин Уэно Косю (его визит стал возможен благодаря усилиям владивостокского общества любителей японской культуры при активном содействии и помощи генерального консульства Японии во Владивостоке). Впрочем, титулов у Уэно-сан множество. Искусству икебаны он посвятил свою жизнь.

Комната для семинаров Японского центра при ДВГУ  заставлена ведрами с цветами. Нежные ирисы, вызывающе яркие гвоздики, солнечные герберы и гордые розы дожидались своего звездного часа – в умелых руках мастера им суждено было стать не просто красивым букетом, а полной внутреннего символизма самой настоящей икебаной…

Отточенное столетиями, это традиционное японское искусство начиналось как обряд – буддийские монахи и высшая аристократия возлагали к статуям своих божеств цветы и ветки деревьев.

- Когда цветами стали восхищаться не только из-за их природной красоты, - говорит Уэно-сан, - родилась икебана как искусство. Сегодня она выражает отношения человека и природы, давая возможность сказать многое в немногом. В Японии есть сотни школ икебаны, как традиционной, классической, так и современной. Икебана оказала большое влияние на европейский фитодизайн, но, в свою очередь, многое от него почерпнула.

- Какое максимальное количество предметов может быть в одной композиции?

- В современной школе таких ограничений нет. Три, пять, семь, больше… Главное – выразить мысль.

- Сейчас в офисах крупных банков, корпораций можно увидеть икебану. Это просто мода или нечто большее?

- Самое главное назначение цветов – украшать мир вокруг нас. Если человек откроет свои чувства навстречу этой  красоте, он станет лучше. Именно такого результата – обогатить душу человеческую - старается достичь любой мастер, когда составляет икебану. Кроме того, правильно сделанный букет может изменить атмосферу в комнате, в коллективе, сделать ее более дружелюбной, творческой. Икебана – очень тонкое искусство.

- В России работа с цветами в основном считается женским уделом. А в Японии?

- Изначально это было сугубо мужское занятие: самураи, монахи, аристократы... Народным искусство икебана стала около 200 лет назад, и одной из его целей было эстетическое воспитание молодого поколения. Кроме того,   для составления композиций всегда больше подходили люди тонкой душевной организации. Вот почему со временем женщины взяли икебану в свои руки. (Вместе с Уэно-сан искусству аранжировки цветов всех, кто пришел на семинары, обучала его жена, госпожа Уэно Мисахо. Их дети, мальчик и девочка, также помогают родителям. – Прим. авт.)

- Современной женщине проще понять душу цветка?

- Да.

- Если вы и ваша жена будете делать икебану из одних и тех же цветов на одну и ту же тему, она получится разной?

- Да, безусловно. Это очень индивидуальное искусство.

- Если бы вам предложили сделать композицию на тему Владивостока, какая бы она была?

- Трудно сказать сразу... Я слишком мало пробыл в вашем городе, не успел еще понять его, почувствовать. Но если задуматься… Прежде всего  использовал бы местные растения. А еще я сразу же ощутил яркую энергию Владивостока, и это обязательно была бы очень энергичная композиция.

СОВЕТЫ ОТ УЭНО-САН

Срезать стебли с листьями нужно под прямым углом и резко.  Если стебель внутри полый, то прикладывать силу при срезании не нужно, просто сделайте надрез по кругу. Ветки срезайте по косой.

Прежде чем поставить в воду, растения нужно подрезать. Лучше всего это делать в воде, глубоко погрузив в нее отрезаемую часть стебля, что позволит воде подняться вверх.

Чтобы лучше  сохранялись

Стебли гипсофилы, пиона, кровохлебки нужно, обернув цветки газетой, погрузить в кипяток, а затем сразу в холодную воду. Стебли жасмина, колокольчика раскидистого, ломоноса следует измочалить, отбить боковой стороной ножниц и втереть в них соль. Розам, обернув цветки газетой, необходимо прижечь место среза до красного цвета и сразу поставить в воду. Стебель хризантемы нужно ломать в воде, причем именно руками. Через рваный слом цветок лучше всасывает воду.