Корабль-призрак

Человек привыкает ко всему. Как, впрочем, и общество. Если бы лет 10-15 тому назад из наших портов начали угонять рыбацкие суда, доморощенные пираты-бандиты начали атаковать их прямо в море, а многочисленные представители органов власти беспомощно разводили при этом руками – представляете, какую бы реакцию все это вызвало?

12 февр. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1308 от 12 февр. 2003

Человек привыкает ко всему. Как, впрочем, и общество. Если бы лет 10-15 тому назад из наших портов начали угонять рыбацкие суда, доморощенные пираты-бандиты начали атаковать их прямо в море, а многочисленные представители органов власти беспомощно разводили при этом руками – представляете, какую бы реакцию все это вызвало?

История, однако, сослагательного наклонения не знает, а потому мы имеем то, что имеем – полный беспредел в охране государственной границы, морских биоресурсов и все уничтожающего браконьерского промысла. Трудно сказать, почему в последние годы ситуация складывается именно так, кто именно этому способствует, а кто – не в состоянии грамотно противостоять. Но динамика последнего времени такова, что угон ракетного крейсера  и – тем более – пограничного сторожевика уже никого не удивит.

В интервале между 4 и 5 часами утра 8 февраля от причала сахалинского порта Холмск угнан рыболовный траулер «Сангар», принадлежащий компании ООО «Регион». Под покровом ночи судно снялось от причала и – без разрешения судовладельца, без оформления портовыми и пограничными властями – скрылось во мраке. Направление – неизвестно, что за люди на борту и сколько их – неизвестно. Более того, неизвестно и то, кто теперь будет решать эту задачку со многими неизвестными.

Пресс-центр пограничников сообщает, что «не исключая возможности, что данное судно может укрыться в одном из иностранных портов, руководством ТОРУ ФПС России, в соответствии с имеющимися договоренностями, были направлены запросы об оказании содействия в установлении местонахождения судна «Сангар» в соответствующие структуры сопредельных государств». И уже 9 февраля из УБМ Японии было получено сообщение, что судно, похожее на «Сангар» (прямо как в истории с генпрокурором Скуратовым), обнаружено патрульной авиацией в 60 милях восточнее Сангарского пролива.

Маршрут, признаться, несколько странный – получается, что траулер уходит в открытый океан. Однако запасы топлива, воды и продовольствия на борту вряд ли позволят это сделать. Кстати, в тот же день, комментируя происшедшее, начальник территориального отдела «Сахалин» ТОРУ ФПС Алексей Лобов высказал предположение, что «Сангар» следует к берегам Республики Корея и предположительно ночью 10 февраля прибудет в Пусан. Руководство ТОРУ ФПС информацию эту стремительно дезавуировало, да и в Пусане о корабле-призраке на момент подписания этого номера в печать тоже ничего не слышно.

Параллельно выясняются забавные детали. Претензии к судну (судовладельцу?) были сразу у трех ведомств – пограничников, милиции и таможни. Таможня припомнила, что еще в июне 2002 года «Сангар», годом раньше приобретенный за границей, зашел в портпункт Охотск, где выяснилось, что за него до сего времени не внесены таможенные платежи; тогда же сахалинской таможней было возбуждено дело по ч.1 ст.16.2 Кодекса об административных правонарушениях. Вскоре, однако, «Сангар» каким-то чудом (интересно, кто автор чуда?) вновь оказался на промысле и – более того – активно зазвучал в СМИ как объект бандитского нападения. 1 декабря прошлого года в изолятор временного содержания Южно-Сахалинска были доставлены 5 человек в возрасте 30-40 лет, которые были задержаны в соответствии со статьей 211 ч.2 Уголовного кодекса РФ – захват судна; в экономической зоне Японии они пытались захватить и угнать траулер «Сангар». Произошло же это в аккурат через пару дней после громкого скандала с траулером «Тулун», который также был атакован некими бандитами, предположительно под предводительством Владимира Наумова, известного под кличкой Якут, прямо на рейде Пусана. Та история оказалась настолько «звонкой», что в нее вынуждены были вмешаться российские президент Владимир Путин и премьер-министр Михаил Касьянов. Правда, по другой версии, не столько они вмешались, сколько их старательно подставили...…

Так вот: и «Тулун» и «Сангар» принадлежат одной компании – ООО «Регион».

Буквально через неделю после скандала с «Тулуном» на проходившем в Кремле заседании Совета безопасности РФ президент отдельно подчеркнул необходимость резко усилить борьбу с криминализацией рыбной отрасли на Дальнем Востоке. Его пожелание выполняется, похоже, «на ура» - борьба будет завершена, так как бороться будет не с кем: угонят все...

Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, «Владивосток»