У разума нет ограничений

Объем информации, обрушивающийся на современного человека, все возрастает. К 2005 году, по утверждению ученых, он увеличится в несколько раз. Как быть, чтобы эта лавина не захлестнула нас? Как найти в безбрежном океане информации то, что нам нужно? Как научиться управлять таким мощным потоком? Свое отношение к этой актуальной проблеме редакция «В» попросила высказать авторитетного человека в этой области, директора Центра современных психотехнологий Санкт-Петербурга, старшего преподавателя Московского психологического университета по курсу динамического обучения и психологии творчества, автора методик развития активного восприятия и динамического обучения Елену ШУГАЛЕЙ.

7 февр. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1306 от 7 февр. 2003

Объем информации, обрушивающийся на современного человека, все возрастает. К 2005 году, по  утверждению ученых, он увеличится в несколько раз. Как быть, чтобы эта лавина не захлестнула нас? Как найти в безбрежном океане информации то, что нам нужно? Как научиться управлять таким мощным потоком? Свое отношение к этой актуальной проблеме редакция «В» попросила высказать авторитетного человека в этой области, директора Центра современных психотехнологий Санкт-Петербурга, старшего преподавателя Московского психологического университета по курсу динамического обучения и психологии творчества, автора методик развития активного восприятия и динамического обучения Елену  ШУГАЛЕЙ.

- Елена Викторовна, почему с каждым годом увеличивается число желающих познать внутренние возможности человека?

- В сознание людей сейчас все больше входит интерес к скрытым возможностям личности. К сожалению, за последние столетия люди утратили очень многое из своих способностей, возможностей сознания, психики. Антропологи утверждают, что мозг пожилой женщины начала XIX века даже морфологически был более развит и обогащен нейронными связями по сравнению с мозгом современного молодого ученого. Я неоднозначно отношусь к этому утверждению,  так как нынче развиваются и новые структуры мозга, и новые нейронные контуры, быть может, более емкие и качественные. Но утрата многих качеств, которыми люди владели раньше, налицо. Компьютеры, сделавшись неотъемлемой частью нашей жизни, конечно, облегчают нам обработку информации, помогают ориентироваться в потоках новых знаний, различных сведений. Но ведь при этом работа с информацией все чаще сводится к ее компиляции, перетасовке и «поиску». Мы все больше имеем дело с «базами данных», а не с целевым осмыслением. Нет ежедневной потребности в применении навыков переработки, понимания, усвоения информации. Появление сотовых телефонов сделало  ненужным запоминание даже самых значимых номеров.

- А если надеяться на «память» компьютера, то можно и совсем потерять навыки запоминания…

- Не надо становиться рабами своих изобретений. Не надо пользоваться инструментами как костылями. Сейчас человечество развивается за счет структурирования информации, за счет ее моделирования и развития собственного интеллекта. И тот, кто не понимает этого, не стремится сознательно осваивать и развивать свои способности, вряд ли будет уверенным и счастливым уже в недалеком будущем, при колоссальном увеличении информационных объемов на Земле.

- Потенциал нашего мозга огромен, ресурсы его безграничны. Вы с этим согласны?

- Действительно, люди в основном используют ресурсы головного мозга на 4-5 процентов, остальная часть остается невостребованной. Огромные возможности, скрытые в человеке, остаются неразвитыми. Мы даже близко не подходим к границам наших внутренних сил, а они  неисчерпаемы.

- И развивать свои способности могут все?

- Конечно, любой из нас знает, какие потрясающие возможности открываются у самых обыкновенных людей в экстремальных ситуациях. Но, если они есть, значит, можно научиться ими пользоваться постоянно и осознанно. Если мы вспомним самих себя в детстве, мы найдем массу примеров нашей собственной гениальности. Можно припомнить и какие-то звездные моменты взрослой жизни. Такие моменты остаются нашими вехами, ориентирами в жизни, осознаем мы это или нет. Понятно, что условия жизни не всегда способствуют раскрытию творческого потенциала. Но если у человека есть решимость и он работает над собой, результат не замедлит сказаться.

- И что же, нет никаких ограничений?

- Для разума нет ограничений, кроме тех, что устанавливаем  мы сами. Любые способности можно не только развивать, но и стать настоящим экспертом в интересующей тебя области. Но мы часто не верим в собственные силы, тратим немало энергии на анализ причин невозможности совершить то, что задумали. На своих тренингах я вижу, как много у людей психологических зажимов, не позволяющих верить в себя. Надо убрать эти зажимы, раскрепостить потенциал мозга, закрепить в человеке  уверенность в себе, а потом научить тому, чтобы он сам пользовался своими возможностями, а не  только тогда, когда с ним рядом какой-нибудь гуру.

Автор: Александр ВЫБОРНОВ, специально для «В»