Не ищите утешения в объятиях прохиндея

После громкого успеха спектакля академического театра драмы им. М. Горького “Шут Балакирев” прошло немногим больше двух месяцев. И вот на афише театра опять премьера – на этот раз комедия итальянских авторов Дж. Маротта и Б. Рандоне “Утешитель вдов”.

6 февр. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1305 от 6 февр. 2003

После громкого успеха спектакля академического театра драмы им. М. Горького “Шут Балакирев” прошло немногим больше двух месяцев. И вот на афише театра опять премьера – на этот раз комедия итальянских авторов Дж. Маротта и Б. Рандоне “Утешитель вдов”.

Надо отдать должное академическому театру – зритель его любит, почитает, активно посещает, и в премьерные дни, как всегда,  в зале наблюдался аншлаг. Хотя заядлые театралы по названию спектакля могли догадаться, что это драматическое произведение уже было в репертуаре театра, чтобы не соврать, лет 25 назад. Какой смысл было вновь браться за постановку не самого лучшего образца итальянской драматургии – риторический вопрос. К тому же премьера – факт свершившийся, и сослагательное наклонение тут неуместно. Как известно, темы любви, авантюризма – вечны.

ЗНАКОМЫЕ И НОВЫЕ ЛИЦА

Режиссер-постановщик спектакля Юрий Чернышев – давний друг академического театра, на сцене которого уже не раз осуществлял постановки самых разных жанров. В прежние театральные сезоны пользовались популярностью у зрителей драма “Екатерина Ивановна”, лубочная комедия “Кадриль”, мюзикл “Моя прекрасная леди” и ряд других постановок. Для художника Андрея Климова эта встреча с академическим театром – первая, но, как говорится, лиха беда – начало.

ИТАК, «УТЕШИТЕЛЬ ВДОВ»-2

Чем, по-вашему, можно утешить богатую, изнемогающую от одиночества, вполне привлекательную особу? Ну не надо думать так лобово! Герой пьесы, некий предприимчивый господин Эдуардо Палумбо (роль исполняют по очереди два актера: заслуженный артист России Николай Тимошенко и актер Михаил Марченко), не желая быть банальным жиголо, открывает фирму, предоставляющую страждущим вдовушкам более широкий, чем вы подумали, спектр услуг, беря с них солидное вознаграждение и деньгами, и вещами, преимущественно из гардеробов покойных мужей. Уже не очень весело...… Собственно, и услуги он оказывает крайне нерегулярно. Бедные женщины у него буквально вымаливают так называемые спиритические сеансы, на которых с помощью медиума-самоучки (актер Владислав Яскин) происходит – о, чудо! – телесный контакт с усопшим супругом. Не стоит предъявлять серьезных философских претензий к пьесе с такой фабулой. И актеры, и режиссер искренне старались разыграть перед почтенной публикой комедию положений, где нет ни нудных нравоучений, ни положи
тельных героев, но и поводов для смеха не так уж много.

СИЛА ЖЕНЩИНЫ В КАМУФЛЯЖЕ

Все вдовы в новом прочтении “Утешителя” удивительно молоды, хороши собой, от этого как-то слабо верится, будто они нуждаются в услугах подобной фирмы. Очаровательной, стильной красотке Филумене с ее темпераментом (актриса Олеся Галькевич) крутить бы романы в молодежной тусовке рокеров, а не выклянчивать мистического контакта с усопшим супругом, наверняка при жизни дряхлым стариком. Впору предъявить претензии к авторам! Но ведь если бы вдовы были колоритными возрастными дамами, один вид которых способен умертвить всякое желание бойкого дельца на похоронной ниве, его энергичное уклонение от данных вдовам обязательств имело бы оправдания. А так зритель, сбитый с толку, начинает жалеть бедного Эдуардо, не ведающего о существовании “Виагры”.

Роль “многострадального” Эдуардо в исполнении Михаила Марченко получилась привлекательнее, живее, чем у Николая Тимошенко, что было заметно и по реакции зала. Несомненная актерская удача – роль Карло Фигурелла в исполнении народного артиста России Анатолия Бугреева, которому подвластен виртуозный гротеск. Он и смешон, и нелеп, и даже трогателен – этот “вечный старый гриб”, способный пережить всех своих молоденьких жен в свои “под девяносто” лет.

Вполне достоверной и объяснимой выглядит параноидальная подозрительность синьора Каммарота в исполнении Виктора Татаринцева. Тут у любого психика нарушится рядом с такой ослепительной красоткой женой (две исполнительницы  роли Грациэллы – актрисы Марина Волкова и Виктория Романенко), которая тебе в дочки годится, к тому же все время норовит украсить твою голову увесистыми рогами.

Симпатичной получилась эпизодическая роль в исполнении Михаила Масюка. Узнаваем и герой Дениса Неделько.

Вот дамам, имеются в виду актрисы, пришлось сложнее. Их героини, безусловно, красивы, элегантны, но как-то примитивно одинаково озабочены своим либидо. Быть может, наиболее удачные краски нашла для своей синьоры Соррентино актриса Татьяна Вейгель. Брызжет неуемной эмоциональностью Кончетта в исполнении Яны Мялк. Но неожиданностей тем не менее не происходит.

Наш ушлый зритель готов поломать голову над заумными режиссерскими прочтениями современных драматургов, докапываться до сути оригинальных трактовок классических произведений, но когда он идет  в театр смотреть комедию, причем с весьма незатейливым сюжетом, он имеет право рассчитывать не на кривую усмешку, а на смех от души. И уж тут предлагать зрителю загадку: зачем это в финале девушки выруливают на гондоле в противогазах?.. Варианты: «Италия – родина слонов», «Вы тут жируете, а в Ираке, того и гляди, – грянет…», «Красоту и под противогазом видать!», «Не хочешь по-хорошему, мы тебя группой захвата возьмем!»? Непонятно, хотя - впечатляет.