В «Надежде» есть компас земной
В субботу из Владивостока вышел в очередной рейс учебный парусник «Надежда» Морского государственного университета имени адмирала Невельского. Впереди у «Надежды» - три океана и 14 месяцев рейса, два десятка заходов в порты разных стран мира, участие в торжествах по случаю 300-летия Санкт-Петербурга и различных регатах и гонках. Все это входит в план кругосветки российского судна.
В субботу из Владивостока вышел в очередной рейс учебный парусник «Надежда» Морского государственного университета имени адмирала Невельского. Впереди у «Надежды» - три океана и 14 месяцев рейса, два десятка заходов в порты разных стран мира, участие в торжествах по случаю 300-летия Санкт-Петербурга и различных регатах и гонках. Все это входит в план кругосветки российского судна.
КОРАБЛИ ПОСТОЯТ И ЛОЖАТСЯ НА КУРС
Рейс посвящен 200-летнему юбилею самого первого кругосветного плавания русского флота, которое осуществили в 1803-1806 годах Крузенштерн и Лисянский на кораблях «Надежда» и «Нева». В память об этом событии во Владивостоке примерно год назад родился почти нереальный план: еще раз обогнуть земной шар, теперь уже на современной «Надежде». С такой идеей выступила инициативная группа сотрудников Общества изучения Амурского края, Морского государственного университета и Дальневосточного отделения Российской академии наук.
Финансово экспедиция «потянула» примерно на 2 миллиона долларов. Всех необходимых средств у Морского университета, конечно, не было. Но за год оргкомитет провел большую подготовительную работу. Эту идею одобрил президент Путин во время пребывания в августе 2002 года на борту парусного судна «Надежда». Большую часть необходимой суммы выделило Министерство транспорта России, остальное набрали за счет собственных средств Морской университет и ДВО РАН.
В ПЕРВЫЙ РАЗ «КРУГОМ МИРА»
Вопрос об организации кругосветного плавания кораблей российского флота рассматривался еще в первой половине XVIII века. Однако до практического дела идея дошла только в 1802 году, когда по предложению 32-летнего капитан-лейтенанта Крузенштерна, за плечами которого было уже 18 морских кампаний, правительством России было принято решение об отправке «кругом мира» эскадры, состоящей из двух кораблей. Начальником экспедиции и командиром флагманского корабля был назначен Крузенштерн. «Выбор начальника другого корабля предоставлен был моей воле. Я избрал капитан-лейтенанта Лисянского, отличного морского офицера, служившего со мною вместе во время последней войны в английском флоте и уже бывшего в Америке и Ост-Индии», - так начинает Иван Крузенштерн свою книгу «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежде» и «Неве».
Корабли для экспедиции были куплены в Лондоне – «один в 450 т, трехлетний; другой в 370 т, пятнадцатимесячный. Первому дано имя «Надежда», второму – «Нева». Покинув Кронштадт 7 августа 1803 года, суда экспедиции побывали в Англии, на Канарских островах и в Бразилии, обогнули мыс Горн и 3 марта 1804 года вошли в Тихий океан. После посещения Маркизских островов корабли начали выполнение отдельных задач. На «Надежду» было возложено обеспечение работы дипломатической миссии России. После захода в Петропавловск-Камчатский она доставила в Японию (Нагасаки) камергера императорского двора Николая Резанова и сопровождающих его лиц. Через полгода «Надежда» вернулась в Петропавловск, где миссия Резанова покинула ее борт - это был май 1805 года. Затем экипаж «Надежды» выполнил картографирование побережья Японии, Сахалина, Курильских островов, Амурского лимана. 23 сентября 1805 года «Надежда» вышла из Петропавловска в Макао.
Перед экипажем «Невы» была поставлена задача укрепления влияния России на северо-восточных окраинах империи. Она направилась к побережью Русской Америке и 1 июля 1804 года прибыла на рейд Павловской гавани острова Кадьяк. Здесь выяснилось, что Ситка (будущая столица Русской Америки над названием Ново-Архангельск) захвачена местными индейцами. Поэтому «Нева» десантом и огнем артиллерии посодействовала возвращению Ситки под юрисдикцию Российско-Американской компании. Американские берега «Нева» покинула 15 августа 1805 года, затем ее экипаж совершил несколько географических открытий в Тихом океане (остров Лисянского, рифы Крузенштерна и Невы). 3 декабря 1805 года «Нева» прибыла в Макао, где произошла встреча с «Надеждой».
«Надежда» и «Нева» покинули порт Макао 30 января 1806 года, вновь образовав единую эскадру. Пройдя Зондский пролив, корабли направились к мысу Доброй Надежды и, обогнув его, потеряли друг друга. Поэтому они вернулись в Кронштадт самостоятельно: «Нева» - 22 июля, а «Надежда» - 7 августа 1806 года. Эта экспедиция внесла заметный вклад в навигацию, географию и гидрографию, способствовала расширению российской торговли, подняла престиж России, продемонстрировав Андреевский флаг на просторах Мирового океана. В ходе экспедиции ее участниками были исправлены ошибки предыдущих исследователей, составлены новые и уточнены старые карты побережья Тихого океана. Был внесен вклад и в распространение православия. На борту «Невы» находился иеромонах Гедеон, который после прихода на остров Кадьяк продолжил просветительскую работу своего предшественника, первого православного епископа Аляски - Иосафа, погибшего во время кораблекрушения.
ПАРУСА XXI ВЕКА
Решение об организации нового кругосветного плавания было принято в начале декабре 2002 года. В конце декабря Виктор Седых, ректор Морского государственного университета имени адмирала Невельского, выступая на пресс-конференции во Владивостоке, представил примерный маршрут похода современной «Надежды». Первый этап – продолжительностью около четырех месяцев - включает в себя порты Пусан, Сингапур, Коломбо, Аден, проход Суэцким каналом, Гибралтар и Санкт-Петербург. Приход в «северную столицу» России запланирован на начало мая 2003 года, тогда же будут заменены курсанты и часть экипажа. Затем «Надежда» будет участвовать в торжествах по случаю 300-летия Санкт-Петербурга. На летние месяцы запланированы парусный фестиваль «Делфсейл» в Голландии и балтийская парусная регата «Катти Сарк» по маршруту Гдыня - Турку – Рига - Травемюнде, а также ремонт рангоута и пошив парусов в Гданьске.
С конца сентября 2003 года начнется второй этап кругосветного плавания «Надежды», рассчитанный на 5 с половиной месяцев. Маршрут таков: Лондон - Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова) - Рио-де-Жанейро - мыс Горн - Папеэте (остров Таити) - Гонконг - Владивосток. В родной порт «Надежда» должна вернуться в марте 2004 года. За кормой парусника останется 37590 морских миль. Не стоит рассматривать многомесячное кругосветное плавание как некую увеселительную прогулку «для избранных». Это нелегкое испытание и для самого парусника, и для его экипажа, и для курсантов, которые в период кругосветки будут проходить практику и учиться. Предстоящая экспедиция преследует три основных цели: получение курсантами Морского университета практических навыков, осуществление комплекса научных исследований и популяризация России в мировом масштабе.
О науке - подробнее. Во время экспедиции планируется провести масштабные экологические исследования Мирового океана и атмосферы над ним. Научные эксперименты являются совместными проектами институтов ДВО РАН и ДВГУ. В период «кругосветки» будет также выполняться федеральная целевая программа «Дальневосточный плавучий университет». Опыт подобных работ «Надежда» уже имеет - в 2000 и 2001 годах.
Кроме того, в рейсе будет собран исторический материал о пребывании россиян за рубежом, налажены контакты с зарубежными морскими учебными заведениями, историко-географическими обществами. Еще одна из задач юбилейного плавания сформулирована так: поднять престиж российского флота и осуществить миротворческую миссию в портах захода по маршруту экспедиции. Тем более что «Надежду» уже хорошо знают во многих странах мира.
Автор: Иван ЕГОРЧЕВ, специально для «В»