То взлет, то посадка...
За последние 5 лет ситуация в коллективе авиакомпании «Прогресс» заметно изменилась. Однако проследим хронику этого периода. На объявление забастовочного состояния и требования забасткома экономического и социального характера администрация ответила обещаниями, не удовлетворившими представителей трудового коллектива. В первую очередь не гарантировалось погашение 14-месячной задолженности по зарплате, что являлось тогда, по словам председателя прибывшей из правительства гасить конфликт комиссии Олега Ефимова (начальника департамента стратегических оборонных программ Министерства экономики России), всероссийским “рекордом”. На состоявшейся конференции посланцев цехов и отделов ста процентами голосов генеральному директору “Прогресса” Юрию Бодне и его администрации было выражено недоверие.
За последние 5 лет ситуация в коллективе авиакомпании «Прогресс» заметно изменилась.
Однако проследим хронику этого периода. На объявление забастовочного состояния и требования забасткома экономического и социального характера администрация ответила обещаниями, не удовлетворившими представителей трудового коллектива. В первую очередь не гарантировалось погашение 14-месячной задолженности по зарплате, что являлось тогда, по словам председателя прибывшей из правительства гасить конфликт комиссии Олега Ефимова (начальника департамента стратегических оборонных программ Министерства экономики России), всероссийским “рекордом”. На состоявшейся конференции посланцев цехов и отделов ста процентами голосов генеральному директору “Прогресса” Юрию Бодне и его администрации было выражено недоверие.
Между тем социальный накал в среде авиастроителей, работавших за буханку хлеба, а большей частью находившихся в административных отпусках, выливается в смену профсоюзного руководства. Председателем профкома завода избирают активного члена забасткома Галину Шевченко. “В” сообщил тогда: “Таким образом, администрация предприятия получила в лице вновь избранного профкома и его лидера более чем серьезного оппонента, что чревато обращением профсоюза в департамент авиакосмической и судостроительной промышленности с требованием отставки Ю. Бодни”.
В начале сентября правление ОАО при поддержке профкома и забасткома вынесло решение об отставке генерального, которое поддержал совет директоров. В ответ Юрий Бодня, находившийся в долговременной командировке в Москве, прислал факс с заявлением об увольнении по собственному желанию. Но поскольку юридической силы эта “филькина грамота” не имела, состоявшееся следом заседание профкома также потребовало от совета директоров уволить Ю. Бодню согласно соответствующей статье КЗоТа - за невыполнение администрацией условий колдоговора. Кроме того, забастком пытался инициировать против него уголовное дело.
Новым командующим в начале ноября 1997 года стал заместитель гендиректора по экономике Виктор Печенкин. Забастком и новая администрация стали работать друг с другом в режиме консенсуса. А вскоре забастком, как выполнивший свою задачу, был расформирован.
Но грянула очередная беда: скоротечный премьер Сергей Кириенко умудрился вычеркнуть “Прогресс” из списков авиапромовской “оборонки”, не подлежащей продаже, и его пакет акций мог пойти с молотка. Но нашлись здравые силы, и при следующем главе кабинета министров статус-кво был восстановлен.
Этот момент совпал с подписанием крупного международного контракта с участием “Прогресса”. Авиакомпании предстояло поставить для Китая солидную партию противокорабельных ракет типа “Москит”. Но прошло целых 2 года, пока были утрясены все формальности, и “Прогресс” более-менее сносно заработал. В результате контракт авиастроителями был выполнен практически безукоризненно. За неполные 2 года его действия средняя зарплата по заводу выросла в 4 раза, администрации удалось также значительно сократить задолженности по прежним годам, которые к началу 1999 года уже превышали во временном измерении 15 месяцев.
В результате выполнения этого контракта, даже при загрузке предприятия не более чем на 70 процентов, “Прогресс” вышел в число лидеров отечественного ВПК. За 2000 год он занял 8-е место по итогам продаж, 5-е - по объему прибылей и производительности труда, а по динамике развития оказался в России на 2-м. И когда засветил второй иноконтракт на те же “Москиты”, тут же нашлись желающие в лице высокопоставленных чиновников “поиметь” его. Эта попытка была отбита на уровне правительства, в частности “Росавиакосмоса”.
История второго контракта также отмечена длительным, полуторагодовым простоем завода, в результате которого до 1000 авиастроителей находились в административных отпусках. Но на этот раз накал страстей не вышел на забастовочную волну - люди видели, сколько стараний заводская администрация прилагает к “развязыванию” ситуации.
И вот с июля 2002 года все отозваны в цеха. Возобновились работы на главном конвейере морской тематики. Только в течение второго полугодия зарплата выросла почти вдвое. Кроме того, начинают действовать другие иноконтракты - на поставки за рубеж легких вертолетов “Ми-34С”. Прорабатываются экспортные проекты иных вариантов морской тематики. Ожидается включение в госзаказ капитального ремонта боевых вертолетов “Ми-24”. В итоге планируется, что к 2005 году средняя заработная плата авиастроителей приблизится к 6000 рублей. То есть вырастет по сравнению с началом забастовочного движения 1997 года почти в 15 раз. И, возможно, наконец уравняется или даже опередит среднекраевую.
Трудно судить, что больше способствовало хотя бы относительному налаживанию работы “Прогресса” - забастовка 5-летней давности или счастливое совпадение обстоятельств, как и у авиастроителей Комсомольска-на-Амуре, связанных с крупными военными заказами из КНР, но факт есть факт: сегодняшний “Прогресс” более уверенно чувствует себя в элите отечественной “оборонки”.
P.S. По-разному сложились судьбы руководителей забастовочного движения. Но интересно, что в основном они сделали определенные шаги в карьерном росте. Так, рабочий Александр Зиновьев, перейдя с “Прогресса” на главное муниципальное предприятие ЖКХ, теперь руководит здесь одним из его подразделений. Как мы уже говорили, Галина Шевченко, инженер-технолог, стала председателем профкома авиакомпании и является депутатом городской думы. Наиболее крупно шагнул Владимир Беспалов: уже четвертый год он - мэр Арсеньева.
Автор: Виктор ДЕБЕЛОВ, «Владивосток»