Блеск и нищета удобного флага

«Русские под флагом» - так называется новая, восьмая по счету книга, вышедшая в серии «Капитаны». Ее автор Петр Осичанский посвятил это издание матерям и женам российских моряков.

15 янв. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1292 от 15 янв. 2003

«Русские под флагом» - так называется новая, восьмая по счету книга, вышедшая в серии «Капитаны». Ее автор Петр Осичанский  посвятил это издание матерям и женам российских моряков.

Новая книга учит обходить рифы опасностей, которые подстерегают моряка, в первую очередь российского, в «океане» современного бизнеса.

- Мне  гораздо интереснее было бы писать о приключениях на море, - сказал на презентации своей книги Петр Осичанский, - но  сейчас надо писать о правовой защищенности моряков. Признаюсь, эта книга была написана еще год назад. Но за это время проблема не только не потеряла своей актуальности – напротив, стала еще острее. Сегодня в разных портах мира арестованы десятки судов под разными флагами, в экипаже которых немало российских моряков. Печально, но факт:  государство в последнее время практически устранилось от моряцких проблем. Поэтому один из главных мотивов  моей книги -  «Моряк, умело защищай себя сам!». 

Ни в коей мере не хотелось бы выступать в роли судьи в отношении моряков, которые,  насидевшись на берегу без работы, готовы отправляться в рейс с издевательским контрактом или вообще без такового. Или в отношении судовладельца: раз есть люди, согласные  работать за гроши,  с какой стати платить им большие деньги. Когда речь идет о наемном труде – тут, понятное дело, не до благородства.

Вопрос только один: как долго моряки под флагом  готовы мириться с таким положением вещей? И если люди в тельняшках   начнут хотя бы задавать себе этот вопрос, а за ним и другие – по существу, значит,  книга написана не зря. Пока же российскому моряку приходится просто выживать. В книге есть конкретные советы, которые помогут избежать если не всех, то многих неприятностей и остаться на плаву. Вообще очень хочется надеяться, что смутные времена для нашего флота когда-нибудь  закончатся  и труд российских моряков будет не только востребованным, но и высоко оплачиваемым.

А пока десять правил, которые помогут выжить в это нелегкое время.

Правило первое. Убедитесь, что компания, которая направляет вас на работу за границу или устраивает на судно, зарегистрирована в России, имеет лицензию на право заниматься этой деятельностью.

Правило второе. Компания должна иметь соглашение с одним из российских профсоюзов, где декларируются все ваши права, обязанности, гарантии со стороны работодателя.

Правило третье. Компания должна подписать с вами контракт в четырех экземплярах, где оговариваются основные условия найма: продолжительность контракта, рабочее время и время отдыха, сверхурочное время, размер и форма оплаты труда и т.д.

Правило четвертое. Один экземпляр индивидуального контракта должен всегда быть у вас на руках. Рекомендуется также оставить одну копию дома.

Правило пятое. Никогда не допускайте задержки в выплате зарплаты на срок более  полутора-двух месяцев. Почти полугодовая задержка в выплате заработной платы практически всегда означает, что своих денег вам придется добиваться через суд.

Правило шестое. Имейте при себе «Послание морякам», которое каждый год издается штаб-квартирой ITF в Лондоне. Там вы найдете адреса и телефоны всех координаторов и профсоюзов этой международной федерации.

Правило седьмое. Непременно восстановите свое членство в профсоюзе, если вы по какой-то причине выбыли оттуда.

Правило восьмое. Изучайте английский язык, это поможет вам не только в поисках  хорошей работы в солидных зарубежных компаниях, но и при защите своих прав за границей.

Правило девятое. Откройте счет в надежном банке, в России такие уже есть. Кроме того, гражданам России сейчас можно открывать счета в зарубежных банках при получении разрешения Центробанка. Пусть судовладелец переводит вашу зарплату на этот счет. Это безопаснее для вас и ваших денег.

Правило десятое. Будьте активны в защите своих прав!          

Книга П. Осичанского «Русские под флагом», вышедшая под занавес прошлого, 2002 года, стала моряцким бестселлером. Трехтысячного тиража оказалось явно маловато. И дело здесь не только в прекрасной профессиональной эрудиции автора и по-настоящему действенных советах для моряков. Обе повести – «Русские под флагом» и «Океанское небо», вошедшие в сборник, написаны на одном дыхании, хорошим языком,  сдобренным кое-где  крепким моряцким словцом. Но это нисколько не портит книгу, наоборот,  придает ей соленой правды жизни.