У «козлов» юбилеи

15 декабря 2002 года исполнилось ровно 30 лет самой известной модели Ульяновского автомобильного завода, легендарному “козлу”, пришедшему на смену военному ГАЗ-69. Именно в этот день 1972 года с конвейера «АвтоУАЗа» сошел первый УАЗ-469. С тех пор было выпущено более 500 тысяч подобных автомобилей. Эта модель долгое время была незаменима как в армии, для которой ее и разработали, так и в сельском хозяйстве.

31 дек. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1288 от 31 дек. 2002

15 декабря 2002 года исполнилось ровно 30 лет самой известной модели Ульяновского автомобильного завода, легендарному “козлу”, пришедшему на смену военному ГАЗ-69. Именно в этот день 1972 года с конвейера «АвтоУАЗа» сошел первый УАЗ-469. С тех пор было выпущено более 500 тысяч подобных автомобилей. Эта модель долгое время была незаменима как в армии, для которой ее и разработали, так и в сельском хозяйстве.

Свое прозвище “козлик” получил благодаря одной технической особенности – рычажным амортизаторам. Именно благодаря им водители и пассажиры внедорожника испытывали незабываемую тряску даже при езде по шоссе. С начала восьмидесятых на ульяновских автомобилях устанавливаются телескопические амортизаторы, но зооназвание машин остается прежним. Кстати, прототип «уазика» - военный джип ГАЗ-69 в предстоящем году также отметит юбилей. В 2003-м газовскому “козлику” исполняется пятьдесят. Его днем рождения принято считать 1 сентября 1953 года, когда с конвейера Горьковского автомобильного завода сошли первые серийные автомобили. Там он и выпускался до 1956 года. Затем  производство было переведено в Ульяновск, и машину стали называть УАЗ-69. Всего было выпущено более 600000 экземпляров, включая различные модификации, основными из которых были ГАЗ-69 (2 двери, 8 мест) и ГАЗ-69А (4 двери, 5 мест). Гражданские автомобили ГАЗ-69 (с умильным названием  “Труженик”) экспортировались в 56 стран и заслужили славу надежных и неприхотливых машин. Многие из них до сих пор эксплуатируются в России.

При разработке “уазика”, который заменил устаревший ГАЗ-69, советские конструкторы внимательно изучили все автомобили, используемые НАТО. И не зря. “Козлик” получился довольно ретивым, что стало видно уже на испытаниях. Опытные машины без особых проблем проехали по Великому Шелковому пути, совершили пробег по Сахаре, пустыне Каракум и Сибири и даже поднялись без помощи лебедок на Эльбрус на высоту 4 тысячи метров.

“Потомки” автомобиля, который иногда называют первым российским джипом, пользуются популярностью даже за рубежом, правда, в основном в странах “третьего мира”: Сирии, Колумбии, Монголии, Египте и на Кубе. Покупают “уазики” в основном из-за приличной проходимости и невысокой цены: УАЗ-31512 сейчас стоит от 100 до 110 тыс. рублей, а итальянцы продают УАЗы, собранные на заводе “Де Томазо”, за $16 тысяч.

Кстати, первый “козлик” с памятной табличкой “N1” все еще на ходу: на нем ездит слесарь сельскохозяйственного производственного кооператива села Урень Ульяновского района.