Мне дороги железные дороги

Некоторые специалисты ставят под сомнение выгодность железнодорожного пути из Пусана в Европу. В особенности данной точки зрения придерживаются специалисты из Японии.

27 дек. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1287 от 27 дек. 2002

20 августа. "Дойдет ли Транссиб до Пусана"

Некоторые специалисты ставят под сомнение выгодность железнодорожного пути из Пусана в Европу. В особенности данной точки зрения придерживаются специалисты из Японии.

Статья вышла в нашей газете точно в канун встречи во Владивостоке между президентом Владимиром Путиным и лидером КНДР Ким Чен Иром. Одной из самых главных на этой встрече была как раз железнодорожная тема, и развития событий с нетерпением ожидали политические и деловые круги  в России и во многих соседних, и не только, странах.

При этом, по крайней мере у нас в стране, широко было распространено убеждение в огромной выгоде для России и обеих Корей от соединения Транссиба с транскорейской железной дорогой. Думаю, что для некоторых наших читателей, как и для меня самого, открытием стали критические замечания в адрес этого проекта, прозвучавшие  незадолго до владивостокской встречи двух государственных мужей и нашедшие отражение в статье.

Критика исходила от японской женщины-исследователя по имени Хисако Цуджи из научно-исследовательского института в Ниигате, известного как ERINA. Вес ее словам придавало то, что ERINA – это тот институт, с которым сотрудничает сама ООН, когда международному сообществу требуется объективная и авторитетная информация о происходящих в северо-восточной Азии процессах.

И вот на конференции, посвященной Транссибу, японская исследовательница шаг за шагом развенчивает убеждение, что стоит только объединить железные дороги трех стран - и поток контейнеров рекой потечет через российские просторы, принося в страну так горячо любимые некоторыми деньги. Из ее доклада становится ясно, что очевидны только немалые расходы для объединения дорог, а все остальное под вопросом. Ведь морем возить контейнеры хотя и дольше, но намного дешевле.

Мне позже показалось, что это понимает и министр МПС Геннадий Фадеев. Приехав во Владивосток тогда же, в августе, для встречи с Ким Чен Иром, он заявил, что под проект просто необходимы политические гарантии Южной Кореи. Прежде чем что-то предпринять, нам нужно точно знать, что корейские политики смогут повернуть хотя бы часть контейнеров с моря на железную дорогу, а иначе игра не стоит свеч.

Отдельно хотелось бы отметить еще одно предположение, не вошедшее в сам материал. Некоторые мои собеседники уверяли, что на риторику японской исследовательницы не стоит обращать внимания. Мол, японцы всегда все делают в пику корейцам и наоборот.