В доме, который построил…

Это не ошибка: Александр Васильевич Ткаченко, директор Дворца культуры моряков, действительно создал единственный в своем роде дом на Эгершельде. Хотя непосредственного участия в строительных работах Ткаченко не принимал, но 17 лет назад принял в свои руки у строителей новенький центр культуры ДВМП, до 1996 года был в нем главным инженером и вот уже 6 лет возглавляет хлопотное хозяйство. Строил и продолжает строить эту трудноподдающуюся учету сферу – досуг.

13 дек. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1280 от 13 дек. 2002

Это не ошибка: Александр Васильевич Ткаченко, директор Дворца культуры моряков, действительно создал единственный в своем роде дом на Эгершельде. Хотя непосредственного участия в строительных работах Ткаченко не принимал, но 17 лет назад принял в свои руки у строителей новенький центр культуры ДВМП, до 1996 года был в нем главным инженером и вот уже 6 лет возглавляет хлопотное хозяйство. Строил и продолжает строить эту трудноподдающуюся учету сферу – досуг.

ВО ДВОРЦЕ КАМЕННОМ

Впрочем, Александр Васильевич считает очень хорошо. На вопрос «Во сколько вам обходится содержание дома?» он с улыбкой поправляет: «Не дома, это для меня дом, я здесь пропадаю с утра до вечера, - дворца». А штука это, надо сказать, дорогая. В сутки – 28 тысяч нужно только на содержание ДКМа. Откуда деньги? Сдача в аренду помещений и концертная деятельность, плата за обучение в студиях.

Но начать по-хорошему надо бы с того, что Дворец культуры моряков в финансовом плане полностью предоставлен сам себе. Это для тех, кто думает, что раз имеет отношение к морякам, значит, и финансируется из широкого кармана богатенького ДВМП. Действительно, пароходство в свое время дало тот задел, основу, с которой можно было пускаться в самостоятельное плавание. Но, как говорится, легко развести костер, труднее его поддерживать. До 93-го года ДВМП оплачивало все нужды своего детища. Неудобство заключалось в одном - надо было согласовывать каждую хозяйственную мелочь, каждую концертную программу. Хотелось свободы. И в один прекрасный день тогдашний генеральный директор Виктор Миськов решил эту свободу предоставить. Но за все надо платить. Став независимым от каких-либо разрешений, Дворец культуры моряков автоматически перестал получать финансирование. Но не «умер» и не превратился в скопище торговых ларьков, как другие ведомственные клубы и дома культуры.

Более того, автономное плавание оказалось удобным и выгодным. Сейчас во Дворец культуры моряков можно не только прийти на концерт, но и заказать в паркетном зале банкет или праздничный вечер на 300 человек. Кстати, праздничную программу и изысканный стол тоже обеспечит ДКМ. Два слова о кухне – вкусно и качественно, разумеется. Но благодаря тому, что в здании свой генератор и емкости для воды, ДКМ абсолютно не зависит от форс-мажорных обстоятельств, связанных с городскими коммунальными службами. Открыты двери кафе «Спейс» на первом этаже – тесновато, но уютно. Впрочем, перечислять все достоинства дворца вряд ли стоит. Их и без того знают горожане и гости Владивостока. Почти каждый день – событие. Шумно, парковка переполнена: с некоторых пор в ДКМе не бывает отмены концертных мероприятий.

БИЗНЕС ПО ТКАЧЕНКО

Программы «выхода на свободу», так шутит Александр Васильевич, не было. Шоу-бизнес только начинался, и будущее виделось чрезвычайно нелегким. Но имелся наработанный опыт ведения хозяйственной деятельности. А в этом Ткаченко толк знал. Разбудите его ночью и спросите, сколько стоит покрытие сцены или стул в зрительном зале. Ответит без запинки. А поскольку в силу характера считал работу своим личным делом, а не производственной необходимостью, то и старался будто на собственном дачном участке - здесь копейку сэкономлю, там рубль, а здесь сотню заработаю. В общем, решил Александр Васильевич сдавать в аренду помещения ДКМа. Да не первому встречному, как многие учреждения культуры в городе, вмиг обнищавшие после перестройки, а тем, кто имиджу дворца не нанесет ущерб. Да заодно и будет выгоден.

К примеру, строительная фирма расположилась на одном из этажей, другие привели в порядок. Ремонт – по взаимозачету, свободных денег-то нет. В итоге арендаторы все подобрались – любо-дорого. За одним ремонт, за другим – отправка артистов ДКМа за рубеж на гастроли, за третьим – концертная деятельность. Кстати, о концертах, которые перестали отменяться. Этого тоже надо было добиться. Александр Васильевич решил, что имидж дороже денег. Если мероприятие не обещало организаторам большой прибыли, просто снижал арендную плату, наверстывая коммерческий интерес за счет других проектов. Эта гибкая система действует до сих пор.      

ПРИЛЕТИТ ВДРУГ ВОЛШЕБНИК…

Конечно, в волшебство сегодня верит разве что маленький ребенок. И на специально зафрахтованном самолете прилетел не он, а легендарная рок-группа «Скорпион». Угадайте, какую сцену выбрали агенты? Конечно, Дворец культуры моряков! Сегодня это единственная площадка во Владивостоке, оборудованная по последнему слову техники. Различные тонкости, видимо, читателю не сильно интересны. Скажем лишь, что любую возможность выехать за рубеж Ткаченко, как говорится, использует по назначению. Фотоаппарат в руки - и по концертным залам. Одно приметит, другое, на сцене, в зале… И быстренько к себе домой, воплощать увиденное на родной почве. К слову, сцена в ДКМе – лучшая за Уралом. Особенность в том, что доска здесь положена не плашмя (российский стандарт), а на ребро. О щелях забыли. Аппаратура подключается с помощью разъемов, скрытых в специальных нишах. В Японии подсмотрел. Недавно в зале сделали ремонт, заменили кресла на более удобные и современные. Одно кресло обошлось почти в 100 долларов. 1200 мест плюс установка. Вот и подсчитайте… Но, как говорится, идея важнее. Красиво, комфортно, а главное, Ткаченко и здесь умудряется экономить.

Как-то в той же Японии увидел деревянное ручной работы кресло. Посмотрел на цену и понял, что в жизни не разорится на покупку. Но хотелось. А в ДКМе свой столяр, столярный и токарный станки. В итоге получилось кресло в 12 раз дешевле японского. Психологический момент опять же важен. Кто своими руками сделал что-то в доме, будет дорожить этим всю жизнь. А в ДКМе люди держатся десятилетиями.

В ШТАТЕ И ВНЕ ШТАТА

Официально в штате ДКМа 62 человека. Немного для такого дворца. Почти столько же работают по договорам. Фамилии  знакомы владивостокцам – мэтр танца Александр Козинин, солисты ансамбля «Оригинал» - Лариса Шалина, Юрий Подзоров, Игорь Волков…  Они, конечно, солисты  в Приморской филармонии, но именно отсюда, из ДКМа, они уезжали на гастроли в Японию. А историю о том, как Игорь Волков и другие артисты своим вокалом покорили сердце президента Путина во время его визита во Владивосток, вспоминают до сих пор. Организаторов концерта предупредили: не очень первое лицо государства жалует классическое пение. А ВВ весь концерт прослушал от начала до конца.

Александр Васильевич перечисляет: «Поем, танцуем, рисуем, учим английский…» Называет студии – «Ритмы века», «Чебурашка», «Таис», «Кураж»  - всего 10 творческих объединений. В каждом взрослая и детская группы. В планах – создание цирковой студии для детей. Круто? Круто было бы, если бы Ткаченко согласился отдать  свои площади под казино, о чем его неоднократно просили. Получал бы денежки без всякой суеты о маленьких подопечных, чьими голосами звенит дворец. Конечно, он и не подумал ни о каком казино. Едут-то на Эгершельд со всего города. «Кто ими будет заниматься, если не я? – спрашивает директор. – Дети на улице вырастут и нам же с вами, взрослым, потом проблемы создадут. На улице и во дворе, к сожалению, ничему хорошему не научат. Прибыль материальная - это, конечно, замечательно. Но духовная намного дороже». Правда ваша, Александр Васильевич. Жаль, не все так мыслят.

НЕЗАМЕНИМЫЕ ЕСТЬ

Много в наши дни рассуждают о роли личности. Эта тема стала одной из основных на заседании «Круглого стола» «Актуальные вопросы управления культурными процессами и проектами в условиях рыночной экономики», прошедшего осенью в ДВГУ. Каждый из участников так или иначе подчеркнул: от человека и его жизненной позиции зависит то, как живет культура. О Ткаченко говорили особо: лидер от бога, сумевший из ведомственного учреждения сделать истинный дворец. Сейчас многое зависит от наличия такого лидера. Суметь разглядеть в каждом человеке из коллектива именно те качества, которые будут на пользу дела, просчитать не только материальную выгоду, но и ту моральную отдачу, которая сработает на модное сегодня слово – брэнд. И простая в общем-то, и старая истина – сначала ты работаешь на имя, потом оно на тебя – раскрывается по-новому. Ткаченко еще раз подчеркивает: «Имидж – очень много значит. Мы самостоятельное учреждение в хозяйственном плане. Но по-прежнему остаемся структурным подразделением ДВМП. Мы формируем собственное лицо, а заодно в какой-то мере и лицо пароходства. Есть у ДВМП свой дворец. К слову, Ассоциация капитанов все также собирается у нас в «Гостиной».

…Было время, когда Александр Васильевич приносил в ДКМ комнатные растения, хобби у него такое было – цветы разводить. И сегодня зеленые оазисы оживляют здание из стекла и бетона. А у Ткаченко – другое хобби, если можно так назвать его неустанное стремление обустроить ДКМ. К примеру, взялся за склад декораций, не используемый полностью. Перестройка даст дополнительную площадь почти в 200 кв. метров. Есть и другие задумки, которые Александр Васильевич обязательно реализует. Характер у него такой, деловой и оптимистичный. Только помогайте...

Автор: Ольга ЗОТОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»