В жизни всегда есть место подвигу
Глядя на безусловную успешность кинокарьеры Валерия Тодоровского, многие считают его баловнем судьбы. Он же считает себя пахарем, способным трудиться по 24 часа в сутки при полном неумении расслабляться. Впрочем, Валерий согласен причислить себя к категории баловней лишь в том смысле, что родился в прекрасной семье, что с детства имел возможность общаться с удивительными людьми и в итоге получил возможность заниматься именно тем, чем хотел и что любит, - снимать кино. Последние два года Валерий - продюсер по производству художественных и телевизионных фильмов на канале РТР. Но поводом к нашему разговору стал выход в свет книги, которую Тодоровский написал совместно со своим другом - сценаристом Юрием Коротковым, ставшей за один месяц столичным бестселлером. И название у книги подходящее - “Подвиг”.
Глядя на безусловную успешность кинокарьеры Валерия Тодоровского, многие считают его баловнем судьбы. Он же считает себя пахарем, способным трудиться по 24 часа в сутки при полном неумении расслабляться. Впрочем, Валерий согласен причислить себя к категории баловней лишь в том смысле, что родился в прекрасной семье, что с детства имел возможность общаться с удивительными людьми и в итоге получил возможность заниматься именно тем, чем хотел и что любит, - снимать кино. Последние два года Валерий - продюсер по производству художественных и телевизионных фильмов на канале РТР. Но поводом к нашему разговору стал выход в свет книги, которую Тодоровский написал совместно со своим другом - сценаристом Юрием Коротковым, ставшей за один месяц столичным бестселлером. И название у книги подходящее - “Подвиг”.
- Валерий, о каком подвиге идет речь в вашей книге?
- Судя по тому, как вы формулируете вопрос, книгу вы не читали. А пересказывать ее содержание мне бы не хотелось.
- Что же делать, если информация о вашей книге добралась на край света раньше самой книги.
- Не прибедняйтесь. Не такой уж вы край света. Если посмотреть с другой стороны - рядом с вами цивилизованные государства: Япония, Южная Корея...
- И все-таки давайте попробуем сделать вашей книге промоушн на Дальнем Востоке. Пока наши владивостокские “книговозы” сообразят - ЧТО именно нужно везти из столицы.
- Неожиданное предложение...
- “Подвиг” - самостоятельное литературное произведение, не претендующее на киноверсию, или мысль снять по этой повести фильм вы не оставляете?
- Я думаю, у “Подвига” есть все шансы стать киносценарием и быть снятым фильмом. Но вопросы “когда и кем” - это пока неизвестно.
- Неужели вы уступите кому-то работу над своим произведением?
- Ради бога, не сердитесь, но мне бы не хотелось отступать от своих принципов: не озвучивать непринятых решений. К тому же, съемку собственного фильма невозможно совместить с деятельностью на телевидении.
- Тогда как вы объясните появление вашего недавнего фильма “Любовник”?
- Просто руководство РТР пошло мне навстречу и позволило, как говорится, поработать на стороне.
- Мне посчастливилось увидеть этот фильм на “Кинотавре”, где он был встречен благосклонно и зрителями, и жюри. (Исполнитель главной роли в фильме “Любовник” Олег Янковский был отмечен премией “За лучшее исполнение мужской роли”. - Прим. автора). А в судьбе широкого проката собственного фильма вы принимаете какое-то участие?
- Как автор я, конечно же, хочу, чтобы мои фильмы выходили в широкий прокат. Но это зависит от общей ситуации с прокатом в стране. Отечественным фильмам отведено слишком мало места. Я просто стремлюсь к тому, чтобы снять фильм, достойный зрительского внимания.
- То есть в рамки продюсерской деятельности не входит продвижение собственного фильма?
- Продюсерская деятельность - это когда из ничего ты придумываешь что-то. Приблизительно так рождаются новые проекты. Когда ты умеешь радоваться удачам других. А главное, когда ты умеешь понять желание других творческих людей и способен найти для осуществления их желания возможности.
На счету Валерия Тодоровского таких осуществленных желаний немало (в некоторых он участвовал как сопродюсер) : фильмы “Кикс”, “Змеиный источник”, “Поклонник”, нашумевшая “Бригада”, “Леди на день”. Кроме “Каменской” Валерий снял в качестве продюсера телесериалы “Закон”, “Семейные тайны”, “Московские окна”, “Каменская -2”, “Мамука”, “Дневник убийцы”, “Тайга. Курс выживания”, “Идиот”. Любимы зрителями режиссерские работы Тодоровского: “Подмосковные вечера”, “Страна глухих”, “Любовь”.
- Когда смотришь ваши фильмы, за исключением сериалов, складывается впечатление, что у вас нет любимых актеров. Никого вы не сняли дважды...
- Это объясняется, скорее, моей тягой к открыванию новых талантливых людей. К тому же меня не покидает ощущение, что мне известен потенциал человека, с которым я уже работал, и никаких сюрпризов и открытий уже не ожидаешь. В моих фильмах снималось много молодых актеров, и практически у каждого сложилась достойная творческая судьба: Чулпан Хаматова, Женя Миронов, Дина Корзун, Наташа Петрова. Далее - без моего участия.
Будучи сыном мэтра российского кино Петра Тодоровского, Валерий не ощущал на себе особой опеки со стороны отца. Петр Ефимович не навязывал сыну кинематографического будущего. Разве что раздражался его юношеским бездельем и поощрял занятия в школе живописи и ансамбле народных инструментов, где Валера постигал азы игры на балалайке. Семья в то время жила в Одессе, где теплое море, абрикосы в небольшом уютном дворике, друзья, а главное - интересные люди, которые часто приезжали в гости к родителям. Ночами Валера слышал, как в их доме пели свои песни Высоцкий и Окуджава. Потом была Москва. Другое детство, другое общение. И учиться пошел не на режиссерское, а на сценарно-киноведческое отделение ВГИКа. Здесь на первом курсе познакомился со своей будущей женой Наташей (дочерью писательницы Виктории Токаревой). Сейчас в семье Валерия и Натальи подрастают сын и дочь, которым в славных традициях династии не навязывают кинематографического будущего.
Автор: Татьяна БАТОВА, «Владивосток»