В ГАИ все меньше лазеек
В Приморье, по данным краевой ГАИ, насчитывается 513 тысяч транспортных средств – от мотоцикла до вездехода. Только за последние 10 месяцев количество поставленного и снятого с учета транспорта составило 135 тысяч штук. Это больше, чем где-либо на Дальнем Востоке. К тому же край наш – автоперевалочная база для всей страны. Подержанные иномарки один из самых ходовых товаров и зачастую источник различных нарушений и криминала. Правда, в последние годы таможне, гаишникам, налоговикам удалось наладить взаимодействие и взять под более жесткий контроль иномарочную стихию.
В Приморье, по данным краевой ГАИ, насчитывается 513 тысяч транспортных средств – от мотоцикла до вездехода. Только за последние 10 месяцев количество поставленного и снятого с учета транспорта составило 135 тысяч штук. Это больше, чем где-либо на Дальнем Востоке. К тому же край наш – автоперевалочная база для всей страны. Подержанные иномарки один из самых ходовых товаров и зачастую источник различных нарушений и криминала. Правда, в последние годы таможне, гаишникам, налоговикам удалось наладить взаимодействие и взять под более жесткий контроль иномарочную стихию. Об этом наш корреспондент Виктор Сердюк беседует с заместителем начальника отдела регистрационно-экзаменационной работы управления ГАИ края Василием Мелещенко.
- Василий Иванович, у всех на устах сегодня новый транспортный налог, который принят в приморской специфике. По ставкам депутаты и администрация уже договорились, и теперь всех волнует прежде всего другое – как его платить и кому. Проблема, как вы понимаете, в том, что у нас очень много людей (и тех, кто профессионально торговал, и тех, кто просто менял надоевшие модели на новые), которые для ускорения процесса и во избежание лишних трат продавали машины по доверенности, не снимая с учета. А сейчас выясняется, что все эти машины на них “повисли” и за каждую надо платить неслабый транспортный налог. Налоговики по этому поводу высказываются однозначно - никому поблажек не будет. Но им- то проще: не уплатил – в суд. А ГАИ придется столкнуться как раз со всевозможными разбирательствами, комбинациями и жалобами. Давайте обсудим эту сторону дела.
- Действительно, в силу специфики нашего автомобильного рынка с транспортным налогом придется “поработать”. Скажу сразу, что мы готовимся к этому, потому что уведомления начнут приходить по почте уже после Нового года. Обговорили с налоговиками и таможенниками систему взаимодействия. Самое первое, что сделали, это приводим в соответствие базу данных. У налоговиков на каждого автомобилиста есть сведения: сколько машин было в его жизни за последние годы. Сейчас индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) имеет процентов 80 приморцев, а в перспективе получат все. С ним мы тоже работаем и с недавнего времени не регистрируем машины, если у владельца нет ИНН. Одновременно таможенники при оформлении машины заполняют такую графу, как “лошадиные силы”, - именно на базе л.с. и возраста автомобиля строится расчет транспортного налога. Таким образом, сделано все, чтобы каждый владелец автомобиля был охвачен транспортным налогом. Мы не будем требовать с автомобилистов при прохождении техосмотра квитанцию об оплате транспортного налога, это уже дело налоговой. Но возникает вопрос: как быть тем, на ком числятся проданные по доверенности автомобили? Выход пока один. Найти это доверенное лицо и дать ему номер своего ИНН. И пусть за “хозяина” платит.
- Многие просто потеряли из виду тех, кому доверили машины, и сейчас начнут пытаться их списывать.
- Это не пройдет, поскольку здесь мы процедуру ужесточаем. И пока наш сотрудник или участковый, если это в сельской местности, не увидит хотя бы остатки транспортного средства с номерами агрегатов, технику не спишут. Более того, не получится ничего и у тех, кто захочет заявить о якобы угнанной машине. Во-первых, придется иметь дело со следователем. А во-вторых, мы проверим машину по республиканской базе. И если она не угнана, то обязательно всплывет где-нибудь в Биробиджане или Москве. Такие случаи уже были.
- Прошла информация, что теперь водителям возить с собой временное разрешение необязательно.
- Да. Теперь у вас его никто не спросит. Потому что сейчас у всех инспекторов есть новые бланки временных разрешений, которые они выдают, если изымают “права” у серьезных нарушителей ПДД - алкогольное опьянение, выезд на встречную полосу и так далее. Новое временное разрешение действительно до принятия решения о наказании судом.
- Теперь вопрос по номерам. Во Владивостоке появились машины с синими номерными знаками…
- Такие номера согласно ГОСТу устанавливаются на машинах органов внутренних дел: на синем фоне одна буква и четыре цифры. Кроме того, сейчас отменяются все предыдущие желтые номера, которые выдавались совместным предприятиям, иностранной прессе, и вводится только один образец желтых номеров для легкового и грузового транспорта, перевозящего пассажиров. У нас уже появились заготовки, и такие номера скоро зажелтеют на маршрутных такси, автобусах и приспособленных для перевозки людей грузовиках. Они будут отличаться от обычных только желтым фоном. Красные дипломатические номера по-прежнему остаются.
Кроме того, у автомобилистов появилась возможность обновлять старые, стершиеся или пришедшие в негодность номерные знаки. Для этого надо просто написать заявление, заплатить 400 рублей и в течение короткого времени можно получить точно такие же, но только новые номера.
- Приходилось слышать, что тем, кто вместо прописки имеет временную регистрацию, в ГАИ транспорт не оформить.
- Так и есть. Потому что сейчас многие, чтобы меньше платить за услуги ЖКХ, выписываются из квартир и делают себе по тому же адресу временную регистрацию. Таких граждан мы не обслуживаем.
- Какие еще изменения в вашей работе?
- Пожалуй, еще хотел бы сказать о том, что сейчас больше проблем появилось у тех, чей транспорт был угнан, номера агрегатов изменены, но затем машина была найдена и опознана. Раньше мы имели право легализовать ее, то есть позволить законным владельцам пользоваться вновь. Сейчас же по указу президента это делать можно лишь в исключительных случаях.
Автор: Виктор СЕРДЮК, "Владивосток"