Одноэтажная Америка

«Город Фресно, знаменитый тем, что в нем живет много греков, спал. На улицах не было ни души. Только один полисмен огромного роста медленно обходил магазины и возле каждого из них останавливался. Американские греки могли спать спокойно».

19 нояб. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1267 от 19 нояб. 2002

Продолжение.

МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМУ ФРЕСНО В ДОЛИНЕ НЕ ТЕСНО

«Город Фресно, знаменитый тем, что в нем живет много греков, спал. На улицах не было ни души. Только один полисмен огромного роста медленно обходил магазины и возле каждого из них останавливался. Американские греки могли спать спокойно».

Город Фресно знаменит тем, что здесь жил и творил известный американский писатель армянского происхождения Уильям Сароян (1908-1981). Автор романов «Человеческая комедия» и «Приключения Весли Джексона», драмы «Путь вашей жизни», сборника анекдотов «Некрологи» был довольно ироничным и острым на язык. Старожилы  его еще помнят, особенно выходки писателя в барах. В центре города установлен памятник земляку. Кстати, у американцев наблюдается слабость к монументам и бюстам великих людей, во Фресно довольно много памятников прославленным политикам, ученым, писателям и поэтам.

Греков и сейчас относительно много, но не они составляют большинство населения. 40 процентов жителей являются носителями испанского языка, как правило, это выходцы из Мексики. Третьей по численности (после английского и испанского) считается русскоговорящая группа. Здесь первенство держат армяне, выходцы из Советского Союза. Кроме того, мне довелось пообщаться с несколькими украинцами, латышами, русскими и бывшими жителями РФ (евреями и татарами), белорусом, молдаванкой, литовцем. Американцы из числа бывших россиян проживали от Ростова-на-Дону и Москвы до Владивостока. Всего в городе более 555 тысяч жителей 85 национальностей.

«На втором этаже бывшего притона шло моление. Между американским национальным флагом, стоявшим на эстраде, и развешанными по стенам библейскими текстами прыгал, как паяц, румяный старик в черном костюме. В общем, это было горьковское «На дне» в американской обстановке».

Во Фресно более двух десятков крупных церквей. Есть еще и домашние молельни, в которых собираются в определенный день несколько семей соседей или родственников. В центральной части города имеются православные храмы – сербский, греческий, армяно-григорианский. Но больше всего молелен у баптистов. Такая имеется у русскоговорящей общины, несколько у стопроцентных американцев.

В одной из них мне довелось побывать на воскресном богослужении. В просторное здание с яркой иллюминацией и ковровым покрытием наподобие театрального зала меня  привезла американская семья. Не случайно. Марти, глава семейства, несколько лет волонтером играет на клавишных в ансамбле. Прихожане расселись в партере на удобных креслах. И началось шоу. Пасторы, один из которых доктор философии, меняли друг друга у микрофона на сцене, оформленной государственным флагом США и выдержками из Библии. Их проповеди чередовались с выступлениями ансамбля, вокальной группы или тапера у рояля. К живым и веселым песнопениям мог присоединиться любой желающий. Для тех, кто не знает слов, тексты проецировались на экране. Общее исполнение, периодическое «братание», заводные проповеди объединяют людей, не «нагружают» верующих, но оставляют в душе основы заповедей, оставляют хорошее настроение.

Фресно вольготно раскинулся у подножия гор Сьерра-Невада. По традиции центральная часть с государственными учреждениями, муниципалитетом, общественными и коммерческими организациями находится в так называемом нижнем городе (даун-тауне). Небоскребов нет, хотя несколько высоток имеется. Это не популярный для проживания район. Здесь из-за низкой стоимости жилья селятся бедные, выходцы из Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, не желающие работать афроамериканцы. Когда-то эта территория была опасна, но полиция победила криминал, самым опасным злодеянием сейчас считается распространение наркотиков. Однако копы не дремлют, наглеть сбытчикам марихуаны и героина не дают, а в местных судах каждую неделю дают по 6-8 лет очередным распространителям, в основном мексиканцам-нелегалам. Тюрьма за углом. Хотя в трех аккуратных особнячках с узкими окнами за игривыми зелеными насаждениями не признаешь зловещее исправительное учреждение.

Обеспеченные американцы предпочитают жить в отдаленных спальных районах. Они тихи и провинциальны. Благодаря наличию хороших дорог и автомобилей в каждой семье (на каждого взрослого по отдельной машине и плюс общий микроавтобус, пикап или джип) расстояние не является проблемой. Имеется автобусное сообщение, общественный транспорт ходит крайне редко, но буквально минута в минуту. Стоимость проезда 1 доллар. По всему городу размещены магазины промышленных и продовольственных товаров. Этакие стадионы под крышей. Здесь есть все. В том числе и «заманиха» - распродажи, сниженные цены, накопительная система и многое другое.

«Страна холодной и горячей воды, ванных комнат и сервиса».

Для американцев понятия «дом», «семья» являются основополагающими. Марка автомобиля, должность на работе, место проживания, даже количество цветов перед жильем имеют значение. Дети при достижении совершеннолетия или сразу после окончания обучения стремятся отделиться от родителей. Дома во Фресно, как правило, в один этаж, максимум в два. Внутри есть все для удобного и благополучного проживания. То есть вообще все. Встроенный гараж на две-три машины. Десяток комнат, включающих в себя гостиные и столовые, музыкальные салоны и библиотеки, спальни и детские, кабинеты и гостевые. На кухне представлен весь набор холодильного, теплового и посудомоечного оборудования. Дома огорожены высокими заборами, и соседям нет дела о происходящем по ту сторону. Но и к ним, чур, не заглядывать.

ХОРОШЕГО ЧЕЛОВЕКА ДОЛЖНО БЫТЬ МНОГО. В АМЕРИКЕ МНОГО ХОРОШИХ ЛЮДЕЙ

Американцев во всем мире можно запросто выделить из общей толпы. По одежде, по поведению, по фигуре. В США много неестественно тучных. Причем даже дети и подростки такие, что взглядом не охватить. Но у таких людей нет комплекса неполноценности, для них шьют безразмерную одежду, делают крепкие стулья и мягкие кресла, поглощающие всю массу тела. Справедливости ради отметим, что и стройные встречаются. Но это, скорее всего, эмигранты в первом-втором поколении. Для таких открыты спортивные залы, их можно встретить на беговых дорожках многочисленных стадионов и парков. Остальные также посещают стадионы и дворцы спорта, но в качестве болельщиков – в стране культ спорта (особой популярностью пользуются баскетбол, бейсбол, американский футбол, хоккей и гольф). Еще одним культом считается здоровый образ жизни. К примеру, в штате Калифорния всех курящих можно пересчитать по пальцам, крепкие напитки не пьют в принципе, в лучшем случае - пиво или легкое вино. Но зато едят...…

«За полтора месяца жизни в Штатах нам так надоела американская кухня, что мы были готовы принимать внутрь любые еды – итальянские, китайские, еврейские, лишь бы не эту нумерованную, стандартную и централизованную».

Почти за семь десятилетий со времен Ильфа и Петрова мало что изменилось в системе общественного питания Штатов. В тех же «Макдональдсах» на выбор предлагаются гамбургеры, жареная картошка или чипсы с любыми напитками, в наборах от одного до десяти. Но появились закусочные наподобие шведского стола. Семь долларов в обед и около 10 долларов в ужин, при этом предлагаются сотни (!) наименований салатов, раздельных овощей и фруктов, нарезок и соусов, всевозможных горячих блюд и гарниров, а также десятки (!) видов мороженого, десертов, напитков, кофе, чая. Конечно, тут станешь толстым с таким ассортиментом и количеством еды. Тем более что поесть американцы любят. Особенно по вечерам.

(Продолжение следует)

Автор: Николай КУТЕНКИХ, «Владивосток», Илья Ильф, Евгений Петров «Одноэтажная Америка»