Музыку чувствует душа

Мама Романа Ефимчука Людмила Ивановна привычно подняла тяжелый баян и помогла надеть его ремни сыну. Об этом не пришлось просить – она уже сама предугадывает его движения. Без такой помощи незрячему музыканту пришлось бы сложнее, поэтому мама или брат всегда рядом.

22 окт. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1253 от 22 окт. 2002

Мама Романа Ефимчука Людмила Ивановна привычно подняла тяжелый баян и помогла надеть его ремни сыну. Об этом не пришлось просить – она уже сама предугадывает его движения. Без такой помощи незрячему музыканту пришлось бы сложнее, поэтому мама или брат всегда рядом.

В фойе дома культуры, где обычно проходят репетиции, уже собралась детвора - от малышей до подростков. Они любят петь. А петь под хороший аккомпанемент – вдвойне приятно. Тем более что здесь, в селе Андреевка Хасанского района, у детей и молодежи не такой уж великий выбор развлечений и возможностей как-то проявить себя. Летом местечко оживает из-за наплыва туристов, погружается в почти курортную стихию, а потом наступает мертвый сезон.  

- Мы его никуда не отпустим, - заявляют участницы вокальной группы, услышав мой разговор с Романом о возможном поступлении в музыкальное училище. – Как же мы без него останемся? Без него будет сплошная тоска.

Парню же больше всего на свете хочется учиться дальше, расти, общаться с профессионалами. Музыка – это то, что он чувствует и воспринимает во всей полноте, без всяких скидок на слепоту. Музыку не надо видеть, музыкой надо жить. И она стала самым надежным звеном, связывающим его с миром.

В детстве Роман научился играть на гармошке. Это его увлечение было каким-то стихийным, во многом неожиданным. Детская прихоть? По-видимому, предчувствие. Кто бы мог тогда подумать, как все обернется в жизни. После трагедии и долгих месяцев лечения уже в школе-интернате для слепых в Артеме он начал изучать музыкальную грамоту по методике Брайля. В него поверили преподаватели, ему взялись помочь, потому что не пришлось начинать с нуля. Слава богу, на все годы учебы хватило терпения педагогам музыкальной школы, а самому Роману – упорства и желания стать музыкантом. Школу по классу баяна он окончил успешно, в кружке освоил еще и синтезатор. При нынешних пристрастиях молодежи это тоже совсем нелишнее, на многих мероприятиях в доме культуры он играет на клавишных. Был новый синтезатор, но, увы, носит земля людей с черной душой. У кого бы еще поднялась рука утащить инструмент у человека, и без того всем на свете обделенного в жизни?  Охранной грамотой баяна, наверное, служит его солидный «послужной список». Роману
он очень дорог – друг подарил, но парень не скрывает, что мечтает о новом хорошем инструменте.

Роман Ефимчук работает аккомпаниатором, его брат Сергей до недавнего времени был в штате дома культуры на должности оператора. Братья – погодки, и неудивительно, что с детства всегда вместе. Даже в  школу мама отдала их в одно время.

Беда случилась, когда они учились в третьем классе. В тот год по всему побережью в округе валялись вынесенные штормом снаряды. Военные затопили их где-то на глубине, как казалось, вполне надежно, а они давай всплывать целыми ящиками. Рвануть могло где угодно.

Любопытные мальчишки решили заглянуть внутрь одного из снарядов. Долго трудились, пока распилили его, начинили чем-то горючим, а потом поднесли спичку…... Сережа даже не видел, что делают Ромка и двое его приятелей. Он засмотрелся на судно, приближающееся к берегу: красиво! И вдруг его подняла и перекинула через сарай мощная взрывная волна. Осколки попали в глаз, который потом, несмотря на все усилия врачей, спасти так и не удалось. Роман, находившийся в центре взрыва, пострадал еще сильнее, получил термические и химические ожоги обоих глаз. В результате ослеп. А из тела осколки, дававшие себя знать то тут, то там, извлекали еще не один месяц.

За три года до трагедии с детьми Людмила Ивановна Ефимчук похоронила мужа. Пережить новый удар судьбы помогли сестра и мама, которые живут тут же, в Андреевке. Они по сей день поддерживают как могут.  Людмила Ивановна преподает в школе, ведет начальные классы. Но и работу Романа считает своим делом, как бы второй своей работой. Особенно после того, как  Сергея из дома культуры сократили.

- Я подбираю тексты песен, разучиваю их с детьми, которые приходят к Роману заниматься. Да и как сына отпустишь одного? Наш дом находится на горке, дорога плохая, человек зрячий и тот может ноги переломать. А Рома только дома все знает, посуду моет, делает другие дела. Если же выходит за границу двора, чувствует себя беззащитным.

 А самое главное для него – быть занятым. Он мучительно переживает, когда не знает, куда себя деть, чем занять время.

- Я бы сама заодно с ним стала учиться, - удивляет меня Людмила Ивановна. – А почему бы и нет? Я занималась музыкой в педучилище, и даже успехи были. Тем более Роману без моей помощи все равно не обойтись. Вот бы и учились вместе. Это ничего, что сыну 22, а мне гораздо больше. Очень хочу верить в то, что будет именно так, как мы вместе с ним мечтаем.

Автор: Надежда БРАЖИНА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»