Логика внутреннего сгорания
С нового года согласно российским законам источники дохода территориального дорожного фонда изменятся - канут в Лету старые налоги на пользователей дорог и на владельцев транспортных средств. Их заменит один на всех так называемый транспортный налог. Про него все сказано в 28-й главе второй части Налогового кодекса. Но поскольку теперь почти вся ответственность за наполнение дорожных фондов переложена на края и области, то властям субъектов Федерации разрешено менять рекомендованные федеральным законом базовые налоговые ставки в ту или иную сторону не более чем в пять раз.
С нового года согласно российским законам источники дохода территориального дорожного фонда изменятся - канут в Лету старые налоги на пользователей дорог и на владельцев транспортных средств. Их заменит один на всех так называемый транспортный налог. Про него все сказано в 28-й главе второй части Налогового кодекса. Но поскольку теперь почти вся ответственность за наполнение дорожных фондов переложена на края и области, то властям субъектов Федерации разрешено менять рекомендованные федеральным законом базовые налоговые ставки в ту или иную сторону не более чем в пять раз.
И вот наконец мы дождались первого варианта (чтоб не сказать - блина) транспортного налога по-приморски – соответствующий законопроект разработан в недрах комитета дорожного хозяйства краевой администрации. Больше недели комитеты законодательного собрания по очереди вгрызались в короткий, но жизненно важный документ. Это не преувеличение: от того, какие ставки будут в итоге приняты, зависит, с одной стороны, состояние наших основных трасс, а с другой - смогут ли вообще десятки тысяч обычных приморских автомобилистов содержать в следующем году своих «коней». Поэтому за свою пока еще короткую жизнь законопроект уже успел приобрести скандальный характер. На сегодняшней внеочередной сессии ЗС Приморья его должны принять в первом чтении.
РОТА, ПОДЪЕМ! НАЛОГОВ
Краевые власти предлагают поднять налоговые ставки «всего» в два раза по сравнению с рекомендованными. Это значит, что налог на самые массовые «народные» автомобили (мощностью до 100 л. с.) вырастет с сегодняшних 2 и 4 рублей в год за лошадиную силу в зависимости от возраста авто до 10. То есть простой автолюбитель будет платить в три с лишним раза больше. Тем, у кого машины покубатуристей, придется еще хуже. Почувствуют ощутимую разницу владельцы «КамАЗов», автобусов, гидроциклов и так далее. Каждый транспортный владелец может высчитать сам, что ему предлагают чиновники, если прочтет завтра в нашей рубрике «Поехали!» таблицу с предварительным налоговым раскладом на все средства передвижения от снегоходов до яхт и вертолетов.
Председатель комитета дорожного хозяйства краевой администрации Владимир Розенберг прекрасно понимает, что законопроект непопулярен, но убеждает депутатов в необходимости его принятия. Он считает, что предложенные ставки налога принесут около 370 миллионов рублей дохода и тем самым компенсируют упраздненные «дорожные» налоги. Впрочем, от официальных комментариев «отец» проекта отказался, передав нам через секретаря, что все разговоры - после обсуждения на сессии заксобрания. Первый вице-губернатор Александр Костенко в разговорах с депутатами отмечал, что размер ставок – вопрос не первого чтения законопроекта. Многое зависит и от того, в каком виде будет окончательно принят федеральный бюджет. Тогда станет ясно, есть ли менее «драконовские» пути замены упраздненных налогов.
Правовое управление ЗС юридических нарушений в законопроекте на нашло и признало, что «внутренняя логика проекта не нарушена». Впрочем, противники инициативы «Белого дома» руководствуются несколько иной логикой.
БРАТЦЫ, ПОМИЛОСЕРДСТВУЙТЕ!
Пожалуй, главным оппонентом законопроекта можно назвать депутата ЗС Владимира Хмеля (невзначай заметим – имеющего прямое отношение к компании «Арсеньевстройтранс»). Как авторитетный специалист, он считает, что транспортная база в Приморье безнадежно устаревает и повышение ставок ни к чему хорошему не приведет. Владимир Алексеевич доказывает, что повышать предложенные федеральным законом базовые ставки вообще нет нужды: в Приморье 430 тысяч легковушек (у вдохновителей законопроекта почему-то более скромные данные), и пяти рублей с каждой лошадиной силы вполне хватит для компенсации устаревших дорожных налогов. А коллега Хмеля Николай Морозов сообщил, что даже богатая Москва предпочла ставки пониже, чем предложенные краевой властью.
Поинтересовались мы и мнением краевых налоговиков, которым проект закона показали буквально накануне. Расхождений с Налоговым кодексом они не обнаружили, а личное мнение людей этой структуры в таких делах никого не волнует.
ФМСКАЛЬНЫЙ ПЕРЕКРЕСТОК
Правительство, по-отечески порекомендовав «божеские» ставки, тем самым обязывает очень непопулярные меры по повышению налогов принимать на местах. Краевая администрация, в свою очередь, предлагает голосовать за свой законопроект депутатам ЗС Приморья, делая крайними именно их.
Конечно, депутаты могли бы упереться и отклонить законопроект в его сегодняшнем виде. Но так как деньги на дороги все-таки нужны, есть основания полагать, что сегодня закон примут в первом чтении. Вероятно, сразу же будет создана рабочая группа для детальной проработки к второму чтению всех возникших вопросов. Сроки не ждут – чтобы заработать с нового года, закон должен уже к началу декабря быть опубликован.
В процессе второго чтения законопроект может изрядно трансформироваться. Часть депутатов предлагает для владельцев «мерсов» и джипов поднять налог по максимуму, с 5-кратным увеличением рекомендованных ставок, а к обычным людям отнестись помягче. Сильный ход, но маловероятный, потому что больше половины наших краевых депутатов как раз джипы и имеют.
В общем, господа автомобилисты, забыли на время про проблему правого руля и чешем затылок: что же будет? Большая просьба не торопиться, ездить днем не включая ближний свет и обязательно здороваться с властью и депутатами – не все еще потеряно.
Впрочем, есть и полные оптимисты. Они говорят, что как бы их родное государство ни обложило, выход найдется. Как, например, это у нас бывает с прохождением техосмотра.
О развитии ситуации вокруг транспортного налога читайте в следующих номерах.
Автор: Василий АВЧЕНКО, Виктор СЕРДЮК, «Владивосток»