Олигарх сменил зону

Вчера китайские власти подтвердили скандальную новость об аресте бизнесмена, которого соседняя Северная Корея две недели назад назначила на пост управляющего специальной экономической зоной (СЭЗ) Синыйджу на границе КНДР и КНР.

10 окт. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1247 от 10 окт. 2002

Вчера китайские власти подтвердили скандальную новость об аресте бизнесмена, которого соседняя Северная Корея две недели назад назначила на пост управляющего специальной экономической зоной (СЭЗ) Синыйджу на границе КНДР и КНР.

39-летний миллионер Ян Бинь, гражданин Китая и Голландии, был задержан полицией у себя дома в Шэньяне  и перевезен в неизвестное место. Представитель китайского МИДа Чжан Циюэ разъяснила, что «Ян Бинь и его предприятие подозреваются в неоднократном нарушении китайского законодательства». Г-жа Чжан подтвердила, что «он помещен под домашний арест, и начались следственные действия в соответствии с установленным порядком». Она подчеркнула, что арест не связан с участием Ян Биня в создании СЭЗ Синыйджу на территории Северной Кореи.

Заявление китайского МИДа стало плохой новостью для деловой империи Ян Биня. Поначалу бизнесмен утверждал, что претензии китайских властей связаны с задержкой уплаты налога на сумму 1,2 млн. долларов шэньянским отделением его фирмы «Оуя нунъе гунсы» (Euro-Asia Agricultural Holdings Ltd.), которая занята строительством шикарного комплекса недвижимости в голландском стиле (в середине 1980-х г-н Ян ездил на учебу в Голландию, разбогател он на разведении дорогостоящих цветов с использованием европейских технологий). Владелец состояния стоимостью более 900 млн. долларов без труда решил бы проблему налогов. Однако теперь речь зашла о «неоднократном нарушении» законодательства Китая, что грозит Ян Биню серьезными неприятностями.

Отметим, что проект свободной экономической зоны в Северной Корее считается не менее масштабным, чем соединение Транскорейской магистрали с Транссибом через Хасанскую ветку в Приморье. Вожди коммунизма  решили создать на территории КНДР капиталистический анклав по типу китайского Гонконга (правда, отгороженного от сограждан стеной). Управляющего территорией лично выбирал товарищ Ким Чен Ир.

Создается впечатление, что бизнесмен хотел воспользоваться титулом «управляющего СЭЗ» на территории сопредельного государства в качестве прикрытия, которое помогло бы ему избежать уголовного преследования у себя на родине. Расчет олигарха (как он втерся в доверие к Ким Чен Иру, остается загадкой) строился на уверенности, что его арест невозможен, так как неизбежно вызовет недовольство в Пхеньяне, а это повредило бы союзническим отношениями КНР и КНДР. По сообщениям из информированных источников, на следующий день после ареста Пекину пришлось направлять в Пхеньян эмиссара в ранге замминистра иностранных дел для разъяснений. Впрочем, Пекин также вправе возмущаться решением КНДР назначить главой СЭЗ человека, имеющего проблемы с китайской юстицией.

Решение Ким Чен Ира доверить Ян Биню будущее северокорейского капитализма оказалось опрометчивым, тем более что бизнес миллионера в последнее время шел неважно. Акции «Оуя нунъе гунсы» обесценились за год на 80 процентов, а китайские контрольные органы уличили фирму в фальсификации финансовой отчетности. С 30 сентября котировка ее акций на гонконгской бирже была прекращена, за последний месяц покинули посты трое ключевых управляющих компании.

Автор: Александр ЛОМАНОВ, специально для «В»