Случай тяжелый, но жить будет

Лето позади, зима не за горами. Последние недели остаются для того, чтобы закончить к ней готовиться и начать ее проходить. С чем подходит к зиме КГУП «Примтеплоэнерго», которое будет отапливать большинство городов и районов края? Насколько «виртуальным», «недолговечным», «лишним», каким до сих пор пытаются представить «Примтеплоэнерго» некоторые недоброжелатели, оказалось это предприятие? Чего ждать людям от предстоящего отопительного сезона – тепла в домах или холода?

4 окт. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1244 от 4 окт. 2002

Лето позади, зима не за горами. Последние недели остаются для того, чтобы закончить к ней готовиться и начать ее проходить. С чем подходит к зиме КГУП «Примтеплоэнерго», которое будет отапливать большинство городов и районов края? Насколько «виртуальным», «недолговечным», «лишним», каким до сих пор пытаются представить «Примтеплоэнерго» некоторые недоброжелатели, оказалось это предприятие? Чего ждать людям от предстоящего отопительного сезона – тепла в домах или холода?

Вопросы не из ряда тех, которые оставляют равнодушным большинство приморцев. Ведь «Примтеплоэнерго» не только является одним из важнейших жизнеобеспечивающих предприятий края. Это еще и символ экономической политики краевой администрации. Способ, который вполне приложим к решению многих региональных проблем, в том числе и социальных. Если хотите, изобретение, позволяющее наименее болезненно для жителей края воплотить на приморской земле федеральные реформы.

Сама логика грядущего реформирования отношений разных уровней власти, при которой ресурсов для маневра у регионов остается все меньше и меньше, подсказывает единственное средство для сохранения хоть какого-то позитивного влияния на ситуацию в той или иной отрасли. Это средство – централизация и укрупнение жизнеобеспечивающих предприятий в рамках субъекта Федерации. Единственная альтернатива этому – каждое муниципальное образование выживает самостоятельно, само по себе. Вряд ли в Приморье способных выжить образований найдется больше двух-трех. А большая часть населения края живет как раз в неспособных.

Факты – вещь упрямая

Что же удалось сделать КГУП «Примтеплоэнерго» за год своего существования? Первое и главное – неуправляемый и неконтролируемый процесс развала основных фондов коммунальной энергетики остановлен и повернут вспять. Сейчас производится не только подготовка к отопительному сезону, но и поэтапное, рассчитанное на несколько лет восстановление инфраструктуры. В поселке Углекаменске (г. Партизанск) вместо трех старых котельных строится одна новая. Там же изолируются около трех километров труб, более четырех лет стоявших голыми. В Михайловке в котельной №1 и в котельной Шкотовского гарнизона устанавливается новое оборудование, как основное, так и вспомогательное. В Смоляниново устанавливаются автоматизированная топливоподача и золоудаление. Это далеко не исчерпывающий список сделанных «Примтеплоэнерго» вложений на перспективу.

Второе – удалось значительно улучшить финансовые показатели отрасли. Произведен полный расчет за покупную воду и электроэнергию. Задолженность по налогам сократилась за лето еще на

65 процентов и на настоящий момент составляет всего 15 млн. руб. Для сравнения – суммарная налоговая задолженность муниципальных предприятий до вхождения в «Примтеплоэнерго» составляла свыше 2,5 миллиарда рублей.

Третье – нормализуется обстановка в трудовом коллективе. Полностью погашена задолженность по зарплате, через региональную энергетическую комиссию инициирована ее индексация в среднем на 13 процентов. Эти меры позволят полностью укомплектовать штат предприятия и привлечь наиболее квалифицированных специалистов в доселе непопулярную среди работников отрасль. Люди видят, что ситуация изменилась, и их отношение к работе также меняется. Взять хотя бы такую деталь: персонал некоторых котельных по собственной инициативе приводит объекты в порядок – белит, красит, моет, чистит. Уважение человека к своему рабочему месту дорогого стоит, и пробудить его непросто. Заключен коллективный договор с работниками предприятия. Развернуты социальные программы, централизованное обучение и повышение квалификации сотрудников.

Четвертое – создается база данных, позволяющая вести расчеты каждого плательщика персонально. Такая система уже введена в Находке, Партизанске, Арсеньеве, Дальнегорске, Артеме и Шкотовском районе, в дальнейшем она будет распространена на весь край. Это позволит отдельно работать с каждым потребителем, устанавливать индивидуальные графики погашения задолженностей, упростить систему расчетов и уменьшить количество ошибок при начислениях. Так ли обычно берется за дело «виртуальная фирма-однодневка»?

Проблемы решаются, но за год все их не решить. Безупречного прохождения этого отопительного сезона ждать не приходится. Вероятны сбои, возможны аварии. Поэтому большое внимание «Примтеплоэнерго» уделяет подготовке к их оперативному устранению. Комплектуются специальные бригады, создаются запасы материалов и оборудования, отрабатываются схемы устранения наиболее вероятных неполадок. Вводятся резервные мощности в тех котельных, где их не было раньше. Вообще без аварий в технике обойтись вряд ли возможно. Главное – чтобы их негативные последствия были минимальными, устранялись своевременно и наименьшими усилиями.

Еще одним важным делом, практически законченным на настоящий момент, является установление реальных тарифов на тепловую энергию. Они действительно высоки, но это для малообеспеченного населения как раз и неплохо.

Чем выше тариф, тем меньше платеж

Дело в том, что государство устанавливает субсидии для граждан. Если коммунальные платежи превышают 22 процента совокупного дохода семьи, все, что сверх этого уровня, оплачивает государство. Либо если доход на одного члена семьи ниже официально установленного прожиточного минимума (для Приморья - 2268 рублей), плата составляет 50 рублей с каждого проживающего. Потому, чем выше тарифы, тем больше граждан попадет в категорию нуждающихся в субсидии и тем меньшему числу людей придется оплачивать полную стоимость жилищно-коммунальных услуг.

Региональные или местные власти за свой счет вправе установить любой уровень оплаты населением услуг ЖКХ. Но ни край, ни муниципальные образования Приморья, за исключением, может быть, Владивостока, Уссурийска и Находки, не смогут себе позволить сколько-нибудь значительное удешевление коммунальных услуг для своего населения. Если же позволят, оставят часть своих жителей без субсидий, а сами лишатся права на соответствующие перечисления из федерального бюджета.

Если вы имеете право на субсидию, необходимо как можно скорее оформить ее. Этим занимаются администрации городов и районов. На данный момент в среднем по краю право на льготу имеет около 60 процентов населения, а оформлена она примерно у 30 процентов.

Только не нужно забывать, что государство помогает гражданам оплачивать услуги ЖКХ, но не освобождает их от такой необходимости.

Это сладкое слово «халява»…

Спокойствие в обществе, уверенность людей в завтрашнем дне являются светлой, но почему-то недостижимой мечтой российских властей всех ветвей и уровней. Возможно, потому недостижимой, что приход во власть конкретного кандидата как раз сопровождается нагнетанием страстей и дестабилизацией общественного мнения в ходе избирательной кампании. Выборы у нас происходят с удручающей регулярностью и сопровождаются настолько смелыми пассажами участвующих персонажей, настолько щедрыми посулами за чужой счет, что долго еще аукаются как самой власти, так и совершенно посторонним организациям и отдельным гражданам.

С другой стороны, «меня обманывать нетрудно, я сам обманываться рад». Десятилетие реформ должно бы выработать у российских граждан иммунитет к обещаниям бесплатного сыра. МММы, сетевой маркетинг, прочие лохотроны вроде бы обязаны остаться без клиентуры. Однако ничего похожего.

Свежий пример. В Находке объявился очередной радетель за попранные права потребителей. 3 ноября там очередные выборы, точнее, довыборы в краевое ЗС по одному из округов. Разумеется, без всякой с этим связи некий Болтенко развернул широкомасштабную и неплохо оплаченную кампанию по пропаганде бесплатной коммуналки. Дескать, ежели услуги качеством не дотягивают до идеала, платить за них не нужно. А нужно ждать до тех пор, пока не к чему будет придраться. Сначала в каждом подъезде должен быть сделан евроремонт, температура в квартирах круглый год обеспечена ровно 18 градусов и так далее, а потом уже, может быть, за это и нужно будет заплатить. А может, и не нужно.

Обрадованные жители Находки в большинстве своем перестали оплачивать коммунальные услуги. В результате коммуналка в самый ответственный предзимний период осталась без денег. Подготовка к зиме в Находке сейчас под угрозой срыва. Радетель уедет заседать во Владивосток, а находкинцы будут мерзнуть в нетопленых квартирах, обвиняя в этом всех подряд - краевую и городскую власти, «Примтеплоэнерго», правительство. Всех, кроме действительно виноватых – себя.

Где всегда располагается бесплатный сыр, все знают, но жажда халявы неистребима. Хотя каждому взрослому человеку известно – за все надо платить. Если не платишь за то, что имеешь, то этого лишишься. Это ведь не только коммуналки касается, это и по жизни так.

Автор: Андрей ДЕМЧЕНКО, специально для «В»