Ждала фуру в засаде «клиентура»
- Какую только живность не встретишь на дороге: то заяц выскочит, то фазан вспорхнет, нередко можно дикую козу и кабаргу увидеть, а были случаи, когда появлялись на трассе и крупные хищники, видели шоферы медведей и даже тигров, - такие мысли приходили в голову водителю «КамАЗа», в предрассветных сумерках мчавшегося по трассе. Рядом в кабине мирно дремали экспедитор и грузчик. Да, много зверья выходит на лесные приморские дороги. Но что это, машину потянуло в сторону - прокол баллона, водитель сбросил скорость и затормозил на обочине. Чертыхаясь, вылез из кабины и тут же увидел их.… Нет, это были не хищники. Трое вооруженных людей в масках приказали выйти всем из машины. Это была не милицейская проверка на дорогах, произошло разбойное нападение. Отобрав у экспедитора крупную сумму денег, бандиты скрылись.
- Какую только живность не встретишь на дороге: то заяц выскочит, то фазан вспорхнет, нередко можно дикую козу и кабаргу увидеть, а были случаи, когда появлялись на трассе и крупные хищники, видели шоферы медведей и даже тигров, - такие мысли приходили в голову водителю «КамАЗа», в предрассветных сумерках мчавшегося по трассе. Рядом в кабине мирно дремали экспедитор и грузчик. Да, много зверья выходит на лесные приморские дороги. Но что это, машину потянуло в сторону - прокол баллона, водитель сбросил скорость и затормозил на обочине. Чертыхаясь, вылез из кабины и тут же увидел их.… Нет, это были не хищники. Трое вооруженных людей в масках приказали выйти всем из машины. Это была не милицейская проверка на дорогах, произошло разбойное нападение. Отобрав у экспедитора крупную сумму денег, бандиты скрылись.
Казалось бы, такой зримый и грубый вид преступления, как разбой на большой дороге, не относится к латентной, то бишь скрытой преступности, однако, как рассказали оперативники отдела по борьбе с имущественными преступлениями управления уголовного розыска УВД Приморского края, это зачастую именно так, и вот почему:
- Латентными разбойные нападения на трассе становятся оттого, что потерпевшие попросту не обращаются в милицию. Причина проста - у ограбленных граждан нелады с законом. Представьте ситуацию - некий торговец, предприниматель, собирается закупить крупную партию товара. Казалось бы, что может быть проще: договорились с другой стороной, перечислили деньги - и вывози продукцию. Однако нежелание платить налоги заставляет бизнесмена расплачиваться наличными. Вот и собирается небольшая команда – водитель, экспедитор и охранник, роль которого чаще всего играет какой-нибудь грузчик или знакомый детинушка внушительного вида.
В 1999 – 2000 годах по краю прокатилась серия преступлений, связанных с разбойными нападениями на трассе Хабаровск – Владивосток. Преступники совершали ограбления в районах Лучегорска, Дальнереченска, Лесозаводска. Разбойники разработали своеобразную тактику. Определив объект нападения, они высверливали в полотне трассы по ходу движения наклонные отверстия и незадолго до появления машины вставляли в них заостренные металлические штыри. При наезде на эти шипы автомашина прокалывала несколько колес, и водитель вынужден был тормозить. Далее уже дело техники. Люди в масках совершали разбойное нападение и отбирали крупные суммы денег. Затем штыри вынимались и отверстия затыкались поролоном. Всего за два года на территории Хабаровского и Приморского краев подобным образом было совершено 15 разбоев. Один из водителей, В. Дихтюк, попав в такую засаду в районе города Бикина, попытался оказать сопротивление, но был убит бандитами.
В настоящее время тактика современных разбойников несколько изменилась, поскольку они чаще стали прибегать к помощи огнестрельного оружия. После 2001 года налетчики чаще всего устраивают засады на ремонтируемых участках дороги и возле мостов, то есть там, где машина сбавляет скорость. Дождавшись своего объекта нападения, преступники стреляют по колесам. Из-за шума мотора стрельбы почти не слышно. После остановки машины преступники, угрожая оружием, забирают наличные деньги, отгоняют машину в сторону от трассы и, заперев сопровождающих в контейнере, растворяются на необъятных просторах края. Имели место случаи, когда неизвестные на машине пытались прижать к обочине дороги и остановить фуру, но все же чаще злодеи действуют, применяя оружие.
В январе 2001 года на трассе Осиновка – Рудная Пристань трое преступников в масках, вооруженные пистолетами и винтовкой, обстреляли машину предпринимателя О. и после остановки отобрали 180000 рублей. Сотрудники милиции проявили должную оперативность и вскоре установили личности нападавших. Двое преступников через три дня были опознаны на железнодорожном вокзале Владивостока. Оперативники не знали, чем они вооружены, и чтобы избежать риска для жизни окружающих граждан, применили нехитрый прием. При проверке документов они выразили сомнение в их подлинности, чем вызвали справедливое возмущение доморощенных гангстеров, которые, ничего не подозревая, отправились с милиционерами в отделение для решения этого недоразумения. В результате «мышеловка» захлопнулась и эти дюжие парни, в кармане одного из которых был обнаружен нож-«бабочка», были задержаны. Вскоре сыщики выловили и третьего разбойника. Бандиты оказались матерыми, за ними, как выяснилось, числилось четыре разбойных нападения, причем начинали они с квартир, затем, угрожая оружием, отобрали иномарку на которой начали беспредельничать на трассе. Впоследствии «романтики» с большой дороги получили по 12, 14 и 16 лет заключения.
Статистика разбоев в Приморье такова: в 2001 году на автотрассах было совершено 31 разбойное нападение. По горячим следам сотрудникам милиции удалось раскрыть 17 преступлений, при этом были изъяты 19 единиц оружия, а заодно проверена и задержана 31 машина с грузом ворованного леса.
Вот такой неспокойной жизнью живут приморские автотрассы. Противостоять разбоям на дорогах трудно. Огромная протяженность позволяет преступникам действовать на самых различных участках. Плохая связь не позволяет своевременно сообщить о преступлении. Посты ГАИ не в силах перекрыть все маршруты движения, хотя они вносят свой посильный вклад в раскрытие преступлений. Основную работу по обузданию разбойничьего беспредела ведут сотрудники уголовного розыска. Досадно, что торговцы и разного рода предприниматели своим умолчанием о нападениях потворствуют преступникам и побуждают их совершать новые преступления.
И все же самых опасных и дерзких разбойников милиционерам удалось остановить. Ведется постоянная работа по раскрытию нескольких «темных» преступлений. Достаточно сказать, что если количество разбоев по России имеет тенденцию к увеличению, за 8 месяцев этого года на 4,4 процента, то в Приморском крае они снизились на 7,5 процента. Из зарегистрированных за этот период 469 разбоев раскрыто 395, то есть 74,2 процента.
Исполняющий обязанности начальника криминальной милиции УВД Приморского края полковник милиции Александр Цыганок сообщил, что такой вид преступлений, как разбойные нападения на дорогах, прищел в наш край с запада России. Пресса часто сообщала о нападениях на водителей-дальнобойщиков, вот и у нас появились местные криминальные дорожники...
Такова служба приморских сыщиков. Им известно, что большинство разбойничьих групп возглавляют уголовники. Нынешние дорожные налетчики далеко не Робин Гуды, а Приморский край не Шервудский лес.
Автор: Михаил Чуркин, специально для «В»