Он. «Приморье». Джаз
Перефразируя известное - пути музыканта неисповедимы. Во Владивосток пианист Андрей Виниченко перебрался в общем-то случайно. Его путь в город у моря из Южно-Сахалинска пролег через Хабаровск, в котором он «задержался» на несколько лет. Но начать нужно, наверное, с другого. С джаза. Импровизация – стихия Виниченко.
Перефразируя известное - пути музыканта неисповедимы. Во Владивосток пианист Андрей Виниченко перебрался в общем-то случайно. Его путь в город у моря из Южно-Сахалинска пролег через Хабаровск, в котором он «задержался» на несколько лет. Но начать нужно, наверное, с другого. С джаза. Импровизация – стихия Виниченко.
И может статься, что именно в его исполнении вечнозеленые мелодии зазвучат по-особому. Уже на наших берегах. Итак, знакомьтесь.
Официально. Андрей Виниченко – студент академии искусств в классе Сергея Айзенштадта. В Хабаровский колледж искусств он приехал из Южно-Сахалинска. После окончания там же остался преподавать джазовую импровизацию. Педагогика – не единственная ипостась музыканта. Он постоянный участник джазовых фестивалей, ученик и партнер корифея дальневосточного джаза Вячеслава Захарова. Впервые вышел на сцену в 1997 году на Дальневосточном джазовом фестивале в Хабаровске в составе биг-бэнда колледжа искусств. В следующем году уже был участником джаз-квартета Вячеслава Захарова. В мае 1998-го создал свой коллектив – «Три татарина». С тех пор занимается постоянной концертной деятельностью.
Неофициально. В кулуарах вечеров джазовой музыки, которые проходили в Пушкинском театре и Доме офицеров флота, перешептывались: кто этот худенький мальчик, так легко и свободно владеющий инструментом? Любители джаза пребывали в эйфории, такого удовольствия не получали со времен оставшегося в прошлом фестиваля «Джаз у океана». Он выходил на сцену вместе с «Премьерой», нисколько не уступал маститым джазменам. Впрочем, ансамбль «Премьера» и явился тем случаем, что привел Андрея во Владивосток. Отыграв зимние концерты, он получил приглашение работать в составе коллектива. И принял его.
«Андрей, разве можно научить импровизации?» - возвращаюсь к колледжу. «В принципе, обучение джазу не может быть систематизировано, - говорит Андрей. – Задача педагога, скорее, найти способность к творчеству, дать представление о джазе как о музыке, в которой всегда присутствует элемент случайности, подтолкнуть, дать направление, которое ученик, будучи уже заинтересованным, сможет развивать сам». Об инструменте, без которого нет музыканта, говорим в режиме блица.
– На чем играешь?
– На обычном пианино «Приморье». Парадокс, но самый распространенный инструмент – самый нетранспортабельный. А потому дело не в нем, по большому счету, в голове и в руках.
– Почему фортепиано? Ведь корни джаза не предполагают клавишных…
– Его легко освоить, это инструмент, отличающийся особым струнно-ударным звуком, а потому универсальный. Прочно вошел в джаз, когда это направление оформилось стилистически и перестало быть частью только негритянской культуры.
Почему Владивосток? Андрей говорит, что город, несмотря на некое джазовое «затишье» в последние годы, все же очень интересен. Во всяком случае, живая музыка, в том числе джаз, звучит в клубах, чего нет в Хабаровске. Это формирует особую, свою среду. Кстати, история знакомства Виниченко с «Премьерой» - как раз пример наличия такой среды. В 1999 году, когда он приехал поступать в Академию искусств, Захаров совместно с «Премьерой» давал концерты в серии «Вечнозеленые мелодии джаза». В одной из программ играл Андрей. Заметили, стали приглашать постоянно. Пока не переманили.
Конечно, уезжать из Хабаровска, где он прожил 7 лет и куда из Южно-Сахалинска перебрались его родители, было не так уж просто. Но, как говорится, смелость города берет. В том числе нашенский. В этом убедитесь сами на концерте «Джаз-сейшн у океана», где будут играть сборная команда джазменов Дальнего Востока и Андрей Виниченко.
Автор: Ольга ЗОТОВА, «Владивосток»