Наш паровоз, ваши тарифы

- говорят сегодня коммерсанты, вложившие свои деньги в строительство железнодорожной ветки

19 сент. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1235 от 19 сент. 2002

-  говорят сегодня коммерсанты, вложившие свои деньги в строительство железнодорожной ветки.

Первый тепловоз в минувший вторник прошел по железнодорожной ветке, соединяющей Раковский угольный разрез с Транссибом. Многочисленные гости, прибывшие на открытие этого восьмикилометрового участка, не кривили душой, когда поднимали это событие до уровня общекраевого значения. Ведь цепочка выстраивается весьма символичная: исключение автомобильных перевозок влечет снижение себестоимости угля, что, конечно же, отразится и на реализационной цене, а это уже наши с вами энерготарифы.

Раковский угольный разрез, который разрабатывает ЗАО ДВИИК «Энергия Востока», по запасам специалисты ставят на третье место – после Лучегорского и Павловского разрезов. Конечно, по объемам добычи этому пока очень молодому предприятию не сравниться со своими старшими братьями, но перспективы у него, несомненно, огромны.

- Пока мы добываем лишь выхода, - рассказывает главный инженер разреза Андрей Дьяков, - берем уголь с 30 метров, а скажем, на Павловке добывают с 70 метров. Отчасти и справедливы нарекания на качество нашего угля, но это преходящий этап – по качеству коренных залежей нам равных в Приморье практически нет.

Андрей Викторович говорит, конечно, о бурых углях, на которых в основном и держится коммунальная и большая энергетика края. У корреспондентов «В» в этот же день была возможность визуально сравнить павловские и раковские угли: первые - серые с едва видимыми черными прожилками и вторые – маслянистые, что деготь, кажется, покрепче сожми их - и потечет натуральное жидкое топливо. Так что Раковский разрез, из года в год наращивая добычу, уже составляет ощутимую конкуренцию угледобывающим гигантам. Впрочем…...

 - Это не конкуренция, – доказывает Анатолий Васянович, генеральный директор ОАО «Приморскуголь», - здесь никто никого не вытесняет с рынка, наоборот, дополняет. Все мы - и угольщики, и энергетики, и краевая администрация сходимся в одном – нужно делать все для того, чтобы снизить объемы завозных углей. По собственным запасам Приморье вполне может себя обеспечить твердым топливом. И я выступаю за развитие таких предприятий, как Раковский разрез.

Очень точно подметил Анатолий Макарович – именно дополняет. Ведь до 90 процентов добытого угля Раковский разрез отправляет на главную генерирующую станцию края Лучегорскую ГРЭС. Потому что местный разрез, кстати, входящий вместе со станцией в ОАО «ЛуТЭК», по тем или иным причинам не может на 100 процентов обеспечить потребности энергетиков. Остальное забирают уссурийские и михайловские коммунальщики, а также население для своих печек.

Кстати, по словам губернатора Сергея Дарькина, тоже присутствовавшего на открытии железнодорожной ветки, уже сегодня шахтеры края на все сто процентов удовлетворяют потребности коммунальной энергетики (это котельные городов и районов) в бурых углях, да еще закрывают потребности большой энергетики более чем на 50 процентов. Остальное пока приходится завозить, а это весьма чувствительно сказывается на окончательных энерготарифах. Ведь приморские угли обходятся дешевле на 20-25 процентов. Вот еще почему запуск в эксплуатацию этой восьмикилометровой ветки, даже в масштабах края, не говоря уже о стране, в общем-то довольно ординарной, тем не менее собрал столько представительных гостей – и губернатора, и шахтеров, и энергетиков, и железнодорожников.

И еще одно хотелось бы непременно подчеркнуть: мы становимся свидетелями того, как частный капитал постепенно завоевывает позиции в угольной отрасли. Ведь «Энергия Востока», разрабатывающая Раковский разрез, - это частное предприятие, железнодорожная ветка построена тоже на частный капитал, ее эксплуатирует частная фирма «ДВ Трансуголь». А Сергей Дарькин рассказал о планах строительства шахты под Находкой, где будет добываться дефицитный в крае каменный уголь, и особенно подчеркнул, что этим будет заниматься только частная компания. Да и само ОАО «Приморскуголь» может вскоре перейти в частные руки – ведь Мингосимущество приняло решение о продаже собственного пакета акций, а это более 36 процентов всех акций. Сумма сделки, по оценкам Анатолия Васяновича, может достигнуть двухсот миллионов рублей.

Нет смысла рассуждать о том, насколько плоха или хороша эта тенденция. Это естественный ход развития рыночных отношений в экономике. И самое главное: частный капитал стал легализоваться в основополагающих отраслях, а его деньги начинают работать в том числе и на нас с вами.