Под водой расследуют гибель «Лысьвы»
Аквалангисты водолазного клуба «ВладSCUBA» в последние дни продолжили погружения в районе гибели 12 февраля 1972 г. судна «Лысьва», обнаруженного случайно на морском дне полторы недели назад. Ребята решили разгадать причину гибели РС и 11 членов экипажа на входе в бухту Витязь у мыса Шульца на полуострове Гамова.
Аквалангисты водолазного клуба «ВладSCUBA» в последние дни продолжили погружения в районе гибели 12 февраля 1972 г. судна «Лысьва», обнаруженного случайно на морском дне полторы недели назад. Ребята решили разгадать причину гибели РС и 11 членов экипажа на входе в бухту Витязь у мыса Шульца на полуострове Гамова.
Под водой они прошли вдоль тянущегося на дне трала, а затем и вдоль ваера (троса). На берегу нарисовали схему: нос – корма – окончание ваера - и тем самым определили маршрут движения рыболовного сейнера непосредственно перед погружением в пучину. Получалось, что рыбаки в условиях шторма и плохой видимости от падающего снега двигались в направлении Зарубинского маяка. Затем аквалангисты проплыли в обратном направлении от заданного курса.
На расстоянии чуть более 5 кабельтовых под водой находится скалистый выступ. Возле него разбросаны куски железа, части лебедок. Однако дать гарантию, что это именно фрагменты «Лысьвы», зацепившейся здесь за камни, пока нельзя. Необходимо провести сравнительный анализ в лабораторных условиях.
Одновременно водолазы тщательно обследовали все внутренние помещения сейнера. В рабочих трюмах находилась гофротара, что предполагало наличие груза, то есть рыбаки возвращались с ощутимым уловом. Кроме того, на внутренних стенках корпуса ниже ватерлинии были обнаружены повреждения, вмятины и дыры. Один из ныряльщиков - офицер силовых структур, специализирующийся на взрывных работах, считает, что они могли произойти от внутренней ударно-взрывной волны. Подтверждением служит и стекло в рубке, которое потрескалось в мелкую сетку. Это значит, что на борту находилось вещество, которое могло сдетонировать под внешним воздействием. К примеру, судно бьется о камни, получает пробоину, но продолжает движение. А через короткое время происходит взрыв в машинном отделении. Или «захватывает» сорванным штормом с палубы тралом донную мину, которая и взрывается.
Но это все версии.
Аквалангист-инструктор Андрей Шуляр с борта судна поднял на поверхность компас. Его передадут вместе с фильмом, отснятым под водой, владельцу РС «Лысьва» - рыболовецкому колхозу «Рыбак».
Автор: Николай КУТЕНКИХ, «Владивосток», Алексей КУРТОВ (фото), специально для «В»