Внешний лоск обманчив

Год назад на семейном совете родители сказали своей 15-летней дочери Алене: определяйся, что тебе больше нравится – гуманитарные науки или точные, пойдешь в колледж при одном из университетов, там сразу пойдет специализация. Девочка сказала: точные науки – это не мое.

30 авг. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1224 от 30 авг. 2002

Год назад на семейном совете родители сказали своей 15-летней дочери Алене: определяйся, что тебе больше нравится – гуманитарные науки или точные, пойдешь в колледж при одном из университетов, там сразу пойдет специализация. Девочка сказала: точные науки – это не мое.

- Почему мы решили пойти в лицей? – размышляет программист и Аленина мама Елена Николаевна Орлова. – А как же иначе? Оплатить 5 курсов вуза нам не по силам. А колледж дает больше шансов на бесплатное поступление в вуз. На мой взгляд, главное – получить базовое образование, а уж к нему всегда будет можно приложить и язык, и второе высшее, да что угодно! Должны ли родители выбирать профессию детям? Не должны, но в реальности так и получается, особенно если у ребенка явных предпочтений нет. Хорошо тем, у кого сын или дочь с трех лет уколами и белыми халатами бредит, а если и к концу одиннадцатого класса лишь мямлят: кем хочу стать – не знаю… Аленка же у меня все время металась: то журналистом хотела быть, то юристом, то администратором в гостинице, то хотела ресторанным бизнесом заниматься. Сейчас вообще очень много развелось каких-то иллюзорных профессий. Например? Да вот когда Алена на подготовительные курсы ходила, там все ее подружки в один голос твердили: хотим пойти на международную экономику. Естественно, и она туда же! Я ей говорю: ну где ты в жизни хоть одного международного экономиста видела? Профессию нужно выбирать не по красивому названию, а по сути. Хочешь быть экономистом? Поступай на экономику, а потом, при желании, всегда сможешь изучить международное право.

Дети ведь о большинстве профессий судят только по внешнему лоску. Посмотрела Аленка фильм “Портье”, поговорила со старшей сестрой своей подруги (та на такой специальности учится) и захотела заниматься ресторанным или гостиничным бизнесом. В 14 лет трудно делать выбор, хотя с другой стороны, гораздо проще переквалифицироваться, найти себя. Но это если за спиной классическое базовое образование. Поэтому Аленка учится в юридическом классе колледжа. Пока ей нравится.

Некоторые из моих подруг вообще мою точку зрения не разделяют, одна считает, что ребенка надо отправлять по той стезе, в которой работают родители. Почему? Причина очень практическая – все “подвязки” именно в этой сфере, и потому есть возможности устроить чадо в вуз, потом подобрать ему работу. Но в моем случае это неприменимо. У Аленки никаких способностей к математике нет, цифры ее пугают. Права ли я? Не знаю. Здесь нет одного решения, каждая семья выбирает свой путь.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»