Я буду… Дедом Морозом
«Все профессии нужны, все професcии важны…» Похоже, известные строки из детского стихотворения утратили свою актуальность. Сегодня профессию выбирают еще до окончания школы и делают это тщательно. Вот только правильным ли будет выбор? Ответ на этот вопрос сегодняшний школьник, завтрашний студент и послезавтрашний специалист получит лишь годы спустя. И может быть, судьба его окажется сломанной как раз из-за неудачного выбора. Как избежать ошибки? На этот и другие вопросы корреспонденту «В» отвечает Наталья Ахмедьянова – начальник отдела профориентации департамента Федеральной службы занятости населения по Приморскому краю.
«Все профессии нужны, все професcии важны…» Похоже, известные строки из детского стихотворения утратили свою актуальность. Сегодня профессию выбирают еще до окончания школы и делают это тщательно. Вот только правильным ли будет выбор? Ответ на этот вопрос сегодняшний школьник, завтрашний студент и послезавтрашний специалист получит лишь годы спустя. И может быть, судьба его окажется сломанной как раз из-за неудачного выбора. Как избежать ошибки? На этот и другие вопросы корреспонденту «В» отвечает Наталья Ахмедьянова – начальник отдела профориентации департамента Федеральной службы занятости населения по Приморскому краю.
- Наталья Михайловна, не каждый школьник может решить самостоятельно, кем он хотел бы быть во взрослой жизни. Одни полагаются на мнение родителей, других привлекают модные названия специальностей, третьи поступают в вуз наобум. Что нужно делать на самом деле?
- Начну с примера. Как-то в Находке я консультировала маму, которая хотела, чтобы ее сын-старшеклассник стал программистом. Мальчик увлекался компьютером и был успешен. Но маму настораживало то, что в последнее время у сына изменился характер, он перестал общаться с друзьми, дни напролет сидит за компьютером. Она не хотела, чтобы жизненный уклад сына в дальнейшем был таким. Оказывается, мама никогда не задумывалась, что специальности, связанные с компьютером, в принципе предполагают ограничение общения… На самом деле, выбор профессии – это очень личный и довольно сложный вопрос. Сегодня что мы имеем?
Во-первых, число бесплатных мест в вузах ограничено. А уж если родители платят, то за беспроигрышную, по их мнению, специальность. Или используют для поступления собственные связи. Детей порой не спрашивают.
Во-вторых, финансовая сложность проживания ребенка из района в городе, где находится выбранный вуз. Очень дорого. Выбирают, что «потянут».
В-третьих, смена приоритетов в обществе. Ценностная ориентация, полезность профессии, перспективы реализации специалиста – сегодня все очень запутано. Престижны профессии, которые сразу же дают доход, статус. Школьник выбирает ее, не задумываясь, а хочет ли он действительно быть, к примеру, экономистом? Есть ли у него способности? Выход один – как можно раньше сориентировать ребенка.
- Кто должен заниматься профориентационной работой?
- По большому счету, это дело школьного психолога. Но мы столкнулись с тем, что они, за редким исключением, незнакомы с методикой профориентационного тестирования. Есть возможность получить бесплатную консультацию в службе занятости г. Владивостока. Механизм прост: ребенок отвечает на вопросы – их около 130, и по ответам мы делаем вывод о его склонностях, пристрастиях, интересах. Это очень помогает при выборе будущей профессии.
- Ваши рекомендации используют?
- К сожалению, не всегда. Приведу пример. У нас на консультации была девушка, у которой разные методики неизменно выявляли склонность к сфере деятельности «человек-человек». То есть она могла бы быть психологом, социальным работником, работать в сфере обслуживания. При этом математические и гуманитарные способности у нее были развиты одинаково хорошо. Мама же прочила ее только в экономисты, хотя девочка говорила, что не представляет, как она будет заниматься цифрами в тиши кабинета. В итоге настояла мама. И может быть, обрекла дочь на безрадостное будущее. Ведь по большому счету профессия определяет всю нашу жизнь. Круг общения, дружеские связи, формирование мировоззрения, статус в обществе – это все дает работа. Многие очень обеспеченные родители заставляют детей учиться на модных и дорогих специальностях, а вовсе не на тех, к которым лежит душа. Они даже не пытаются выявить интересы ребенка, а ведь он мог бы полностью реализовать себя как раз в не очень престижной профессии.
- Наталья Михайловна, как не ошибиться?
- На мой взгляд, есть три составляющих успешного выбора: определение склонностей ребенка методом тестирования, изучение перспективы рынка занятости, личная инициатива ребенка. Есть еще один пример: к нам на консультацию приходил мальчик, который страстно мечтал о профессии, связанной с театром. Мы объясняли ему, что реализовать себя будет сложно. Материальное благополучие сомнительно, стать звездой удается единицам. Может быть, ему всю жизнь придется исполнять роль Деда Мороза на утренниках. Он ответил: «Пусть я буду только Дедом Морозом, но другой профессии я не хочу!»
- А если ребенок хочет поступать именно на модную специальность, как быть?
- Тогда надо просчитать свои силы. Уж если решил стать, к примеру, экономистом, то профессиональные навыки, целеустремленность, материальные обстоятельства должны быть выше, чем у других. Это позволит быть более конкурентоспособным.
Автор: Ольга ЗОТОВА, «Владивосток»