Я буду… Дедом Морозом

«Все профессии нужны, все професcии важны…» Похоже, известные строки из детского стихотворения утратили свою актуальность. Сегодня профессию выбирают еще до окончания школы и делают это тщательно. Вот только правильным ли будет выбор? Ответ на этот вопрос сегодняшний школьник, завтрашний студент и послезавтрашний специалист получит лишь годы спустя. И может быть, судьба его окажется сломанной как раз из-за неудачного выбора. Как избежать ошибки? На этот и другие вопросы корреспонденту «В» отвечает Наталья Ахмедьянова – начальник отдела профориентации департамента Федеральной службы занятости населения по Приморскому краю.

30 авг. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1224 от 30 авг. 2002

«Все профессии нужны, все професcии важны…» Похоже, известные строки из детского стихотворения утратили свою актуальность. Сегодня профессию выбирают еще до окончания школы и делают это тщательно. Вот только правильным ли будет выбор? Ответ на этот вопрос сегодняшний школьник, завтрашний студент и послезавтрашний специалист получит лишь годы спустя. И может быть, судьба его окажется сломанной как раз из-за неудачного выбора. Как избежать ошибки? На этот и другие вопросы корреспонденту «В» отвечает Наталья Ахмедьянова – начальник отдела профориентации департамента Федеральной службы занятости населения по Приморскому краю.

- Наталья Михайловна, не каждый школьник может решить самостоятельно, кем он хотел бы быть во взрослой жизни. Одни полагаются на мнение родителей, других привлекают модные названия специальностей, третьи поступают в вуз наобум. Что нужно делать на самом деле?

- Начну с примера. Как-то в Находке я консультировала маму, которая хотела, чтобы ее сын-старшеклассник стал программистом. Мальчик увлекался компьютером и был успешен. Но маму настораживало то, что в последнее время у сына изменился характер, он перестал общаться с друзьми, дни напролет сидит за компьютером. Она не хотела, чтобы жизненный уклад сына в дальнейшем был таким. Оказывается, мама никогда не задумывалась, что специальности, связанные с компьютером, в принципе предполагают ограничение общения… На самом деле, выбор профессии – это очень личный и довольно сложный вопрос. Сегодня что мы имеем?

Во-первых, число бесплатных мест в вузах ограничено. А уж если родители платят, то за беспроигрышную, по их мнению, специальность. Или используют для поступления собственные связи. Детей порой не спрашивают.

Во-вторых, финансовая сложность проживания ребенка из района в городе, где находится выбранный вуз. Очень дорого. Выбирают, что «потянут».

В-третьих, смена приоритетов в обществе. Ценностная ориентация, полезность профессии, перспективы реализации специалиста – сегодня все очень запутано. Престижны профессии, которые сразу же дают доход, статус. Школьник выбирает ее, не задумываясь, а хочет ли он действительно быть, к примеру, экономистом? Есть ли у него способности? Выход один – как можно раньше сориентировать ребенка.

- Кто должен заниматься профориентационной работой?

- По большому счету, это дело школьного психолога. Но мы столкнулись с тем, что они, за редким исключением, незнакомы с методикой профориентационного тестирования. Есть возможность получить бесплатную консультацию в службе занятости г. Владивостока. Механизм прост: ребенок отвечает на вопросы – их около 130, и по ответам мы делаем вывод о его склонностях, пристрастиях, интересах. Это очень помогает при выборе будущей профессии.

- Ваши рекомендации используют?

- К сожалению, не всегда. Приведу пример. У нас на консультации была девушка, у которой разные методики неизменно выявляли склонность к сфере деятельности «человек-человек». То есть она могла бы быть психологом, социальным работником, работать в сфере обслуживания. При этом математические и гуманитарные способности у нее были развиты одинаково хорошо. Мама же прочила ее только в экономисты, хотя девочка говорила, что не представляет, как она будет заниматься цифрами в тиши кабинета. В итоге настояла мама. И может быть, обрекла дочь на безрадостное будущее. Ведь по большому счету профессия определяет всю нашу жизнь. Круг общения, дружеские связи, формирование мировоззрения, статус в обществе – это все дает работа. Многие очень обеспеченные родители заставляют детей учиться на модных и дорогих специальностях, а вовсе не на тех, к которым лежит душа. Они даже не пытаются выявить интересы ребенка, а ведь он мог бы полностью реализовать себя как раз в не очень престижной профессии.

- Наталья Михайловна, как не ошибиться?

- На мой взгляд, есть три составляющих успешного выбора: определение склонностей ребенка методом тестирования, изучение перспективы рынка занятости, личная инициатива ребенка. Есть еще один пример: к нам на консультацию приходил мальчик, который страстно мечтал о профессии, связанной с театром. Мы объясняли ему, что реализовать себя будет сложно. Материальное благополучие сомнительно, стать звездой удается единицам. Может быть, ему всю жизнь придется исполнять роль Деда Мороза на утренниках. Он ответил: «Пусть я буду только Дедом Морозом, но другой профессии я не хочу!»

- А если ребенок хочет поступать именно на модную специальность, как быть?

- Тогда надо просчитать свои силы. Уж если решил стать, к примеру, экономистом, то профессиональные навыки, целеустремленность, материальные обстоятельства должны быть выше, чем у других. Это позволит быть более конкурентоспособным.