Девочки в роте
Морской государственный университет всегда считался сугубо мужским вузом. Правда, несколько лет назад произошел первый прорыв – здесь была введена гуманитарная специальность - психология, и толпа сине-белых подтянутых курсантов несколько разбавилась пестрыми девичьими нарядами. Но все же на сугубо морские специальности девушек не брали.
Морской государственный университет всегда считался сугубо мужским вузом. Правда, несколько лет назад произошел первый прорыв – здесь была введена гуманитарная специальность - психология, и толпа сине-белых подтянутых курсантов несколько разбавилась пестрыми девичьими нарядами. Но все же на сугубо морские специальности девушек не брали.
В этом году две смелые и упорные выпускницы сумели нарушить эту традицию. Аня Цыпышева и Даша Ищенко поступили на судоводительский факультет. Скоро они пройдут посвящение, получат гюйсы (морские воротники) и станут полноправными курсантами Морского государственного университета.
Найти Аню и Дашу оказалось непросто:
- Она к восьми уезжает в роту, а возвращается уже после девяти, а еще, бывает, стоит в нарядах, - сказала нам по телефону Дашина бабушка, так что найти девочек мы смогли только в роте, где первокурсники проходят «адаптационный период».
Странно было видеть двух хорошеньких светловолосых девчонок в синей матросской робе (женские ее модификации по определению отсутствуют). Правда, сидела она на них отменно:
- Конечно, мы же все подогнали по фигуре. И повседневную форму тоже уже перешили, - пояснили Аня и Даша. – Кстати, люди на улице, когда видят нас, удивляются и пристают с расспросами. Мы уже устали всем объяснять, что мы курсанты МГУ, и иногда, чтобы пресечь беседу, говорим, будто мы артистки и не успели после спектакля переодеться.
И все же… МГУ – почти военное заведение. Несмотря на то, что вуз готовит гражданских специалистов, дисциплина и организация жизни тут ничем не отличаются от армейской, особенно у младших курсов: казарма (с соответствующим запахом), построения, форма одежды, увольнительные для похода в город. Между тем в обществе жив прочный стереотип, что женщине в такой обстановке не место. Тем более что для Ани и Даши, как первопроходцев, никаких особых условий создать не смогли. Хотя их это, похоже, ни капельки не смущает.
- Умыться в общей бытовке? Да запросто. К тому же скоро нас поселят в новое общежитие, и там у нас будет отдельный душ.
- И все же, вас тут двое, а вокруг одни мужчины! Неужели никакой неловкости не чувствуете?
- Нет, они к нам относятся как к равным, как к товарищам. Особенно те, с кем мы вместе занимались в школе юнг.
Морем Аня и Даша «заболели» с детства. В 1989 году стали заниматься школе «Мореход». Они единственные в Приморье девочки в звании «старшина яла». Занимаются греблей, умеют вязать морские узлы, управляются с яхтой. Так что выбор профессии был предопределен.
К поступлению они стали готовиться заранее. Зная, что у них могут просто не принять документы, Аня и Даша писали во все инстанции, включая лично министра транспорта, с единственной просьбой – разрешить. И добились своего! Даше, золотой медалистке, даже не пришлось сдавать экзамены, а Аня сумела пройти жесткий конкурс и поступить.
Их можно назвать романтиками, но с небольшой поправкой: мыслят они трезво и будущее в розовых тонах не представляют.
- Мы понимаем, что выбрали трудную профессию, - говорят Аня и Даша. – Некоторые идут сюда с одной целью – посмотреть мир, а потом, проработав пару лет на линии «Владивосток - Магадан» и так и не побывав в экзотических портах, разочаровываются. Мы же и к этому готовы.
Однокурсники девочек говорят о них только хорошее.
- Поначалу мы присматривались, - говорит старшина роты Антон Ломакин. – Но скоро поняли, что они умеют все ничуть не хуже нас и стремятся все трудности делить наравне с парнями. Девочек не хотели посылать в наряды, но они быстро добились «равноправия».
Правда, не все разделяют это мнение. Встретившиеся нам курсанты третьего курса (а о том, что на судоводительском теперь учатся две дамы, знает весь МГУ), сказали, что это «маразм и дикость».
- Они даже не представляют, что такое жизнь в роте, - пояснили они свою позицию и многозначительно захихикали.
Зато командир 12-й роты судоводительского факультета капитан третьего ранга Владислав Коканов ничего дикого и уж тем более маразматичного в этой ситуации не видит:
- Когда я узнал, что в моей роте будут две девочки, то первой реакцией было, конечно, удивление, но вместе с тем и интерес. Дело в том, что раньше я служил на БПК «Адмирал Пантелеев», и мне довелось участвовать в совместных российско-американских учениях. Там я видел женщин, служащих в ВМС США, и убедился, что делают они это не хуже мужчин.
У Ани и Даши есть и безумное желание учиться здесь, и хорошая подготовка. Многие мои первокурсники не знают и не умеют и десятой части того, что знают девочки. Кроме того, у них развито чувство ответственности, да и вообще исполнительность у женщин выше, чем у парней. Авторитет они заслужили благодаря своим знаниям.
- Владислав Геннадьевич, профессия моряка считается неженской хотя бы потому, что она связана с долгими отлучками из дома. А как же семья, муж, дети?
- Придется им искать мужчин понимающих. К сожалению, в обществе прижился стереотип – «женщина должна сидеть дома». В той же Америке никто так давно уже не думает. Женщины доказали, что способны освоить любую профессию. Мне кажется, что Даша и Аня – только первые ласточки и вскоре девушек в нашем «мужском» заведении станет больше.
Автор: Юлия ИГНАТЕНКО, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»