Каждый ребенок уникален
Решиться на усыновление страшно. И это естественно. Родной пойдет по жизни зигзагом – это мы ошибку совершили, усыновленный оступится – это в нем дурные гены проснулись.
Решиться на усыновление страшно. И это естественно. Родной пойдет по жизни зигзагом – это мы ошибку совершили, усыновленный оступится – это в нем дурные гены проснулись.
На самом деле все зависит от воспитания, от отношения к малышу как к уникальной личности. В этом глубоко убежден главный врач владивостокского дома ребенка для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Виктор Касьян. Утверждать изначальную цельность и чистоту ребенка Виктор Савельевич имеет право, исходя из своего многолетнего опыта. В этом учреждении прослеживают судьбы детей, отданных на усыновление, и знают, что никакая наследственность, даже самая дурная, не поднимает голову в тех семьях, где царят любовь и добро. Потому и говорит Виктор Савельевич: «Брать ребенка не страшно. Но при этом необходимо собрать о нем как можно больше информации». Здесь стараются не отдавать детей до того, как им исполнится год. Именно к этому времени педиатр может определить, насколько хорошо как в умственном, так и в физическом отношении развивается ребенок. Все детки, лишенные родительской заботы, немного отстают в развитии. Ни для кого это не секрет. К сожалению, есть такие, которым помочь очень трудно. Тем не менее и с ними работают. Как с тем пацанчиком, которого привезли в этот дом в двухмесячном возрасте без всякой надежды на то, что он когда-нибудь станет полноценным человеком. И надо видеть сейчас счастливые лица сотрудников, которые совместными и почти невероятными усилиями добились того, что малыш начал ходить и постепенно учится обслуживать себя. Конечно, он никогда не достигнет высот в какой-то области, но он и не будет растением, бессмысленно существующим в инвалидном доме.
Если уж медики, педагоги, дефектологи, нянечки – все, кто трудится в этом доме, - сумели такого(!) ребенка на ножки поставить, то можно представить, какие чудеса творят они с нормальными, но просто запущенными детьми. Потому что работают не на глазок, не интуитивно, а руководствуются серьезными научными разработками.
Дом ребенка заключил в прошлом году договор о совместной научно-экспериментальной деятельности с Институтом коррекционной педагогики Российской академии образования. Здесь используют также программу «Сообщество» и программу ранней педагогической помощи детям «Маленькие ступени». Все это для того, чтобы крохи росли здоровыми, крепкими, жизнерадостными. И вот результат. В 2000 году из 8 «выпускников» (малыши живут в доме ребенка до четырех лет) в коррекционный детский дом направили троих, а в этом году опять же из 8 – ни одного. Оказывается, они все умненькие. Только работать с ними нужно правильно. И любить, конечно, их надо. К деткам здесь замечательно относятся, но все равно 12 ребятишек на одну «маму» многовато. Ждут они единственную. В результате порой такие душещипательные сцены разыгрываются!
По закону потенциальные родители, получив разрешение органов опеки и попечительства, могут приходить в дом ребенка, присматриваться к малышу, играть с ним до тех пор, пока сердце не подскажет: «Наш. Забираем». Но ведь бывает, присматривались к одному, а душа потянулась к другому. И спрашивает тогда маленький человечек: «Значит, я плохой?» Хороший ты, кидаются на помощь сотрудники. Но до чего же непросто раненое сердечко успокоить.
В этом году отсюда ушли уже 7 малышей: троих забрали американцы, у четырех появились русские родители. Как у Сережи, например. Маме и папе уже слегка за сорок, появившемуся в семье сыночку – четыре. Они недавно приходили в гости в дом ребенка. Прекрасная счастливая семья. И добавлю – мужественная. Потому что решиться изменить свою жизнь непросто. Появились многочисленные заботы, без которых невозможно вырастить человека, возникли и определенные материальные трудности – все деньги теперь только на себя не потратишь. И ответственность, конечно, на плечи легла. За нового члена семьи, за его будущее. Но все это компенсируется одним большим плюсом – теперь семья стала полноценной. Двое любящих людей, обретя третьего, стали настоящей семьей.
Десятки родителей, взявшие малышей из этого дома ребенка, благодарны его сотрудникам. Потому что это не резервация для несчастных и неполноценных, как склонны думать некоторые. Здесь растут замечательные малыши, которые благодаря своим «мамам» мало чем отличаются от обласканных судьбой сверстников. Разве лишь тем, что «мамы» у них казенные. Да, неродные, но любят их искренне и заботятся самоотверженно. Потому растут ребятишки улыбчивыми и контактными. Но все равно каждому из них будет лучше, если отсюда поведет их дорога не в детский дом и потом интернат, а в настоящий дом. Где мама поцелует перед сном в оцарапанный носик, а папа наигранно строго потребует объяснений по поводу не совсем хорошего поведения. Пусть построжится, ведь это свой папа.
Во владивостокском доме ребенка есть малыши, которых можно безбоязненно усыновлять. Они обещают вырасти красивыми и умными, они обязательно порадуют родителей. Посмотрите на них. Может, кто-то западет в сердце. А к сердцу лучше прислушаться.
Родители Егорушки, которому сейчас 3 года 7 месяцев, родительских прав лишены. Они не знают, что мальчонка уже сейчас лидер в своей группе. Воспитатели уверены, что это будет сильная активная личность. А еще они отмечают в Егоре ораторские способности. Говорят, малыш очень ласковый, общительный, любознательный, любит музыку и с удовольствием поет. У него пытливые зеленые глаза и озорной хохолок на макушке.
Катюше 2 года 8 месяцев. Мать и отец тоже родительских прав лишены. А девчонка очаровательная. Среди зелени двора малышка в своей желтой панамке выглядит как нежный цветок, поворачивающий головку к теплому августовскому солнцу. Смышленая и активная Катенька очень любит танцевать. Правда, есть у нее одно заболевание, которое требует диетического питания, однако диета совсем несложная.
Олечке 2 года 7 месяцев. Мать отказалась от нее сразу после родов. Девчушка же с тонкими чертами лица и большими темно-карими глазами растет на удивление обаятельной. Изящная, пластичная, она напоминает крошечную танцовщицу. Олечкины воспитатели считают, что у малышки огромный потенциал – она может стать талантливой гимнасткой или артисткой цирка.
Русому голубоглазому Тарасу, от которого мать тоже отказалась в роддоме, чуть больше двух лет. Малыш поражает серьезностью и застенчивостью. Каждый раз при виде незнакомого взрослого его глаза наполняются надеждой: «Вдруг это за мной?» Тарасик живет ожиданием мамы. Он из тех малышей, которые неминуемо увядают без родительской любви и поддержки.
По вопросам усыновления детей из владивостокского дома ребенка можно обращаться в отдел опеки и попечительства администрации Первомайского района Владивостока по тел. 277-463, в представительство Всемирной организации детей и родителей по тел. 319-746 или в отдел охраны прав детства департамента образования и науки администрации Приморского края по тел. 220-400.
Автор: Галина КУШНАРЕВА, «Владивосток»