Депутаты и шланги
Этим летом Приморью грех жаловаться на недостаток политических событий, учитывая беспрецедентный по размаху визит президента РФ, а также формирование в июне краевого законодательного собрания нового созыва. Но привычных за последние годы политскандалов, обусловленных самопрезентацией оппозиции и последующим подавлением оной, явно недоставало.
Этим летом Приморью грех жаловаться на недостаток политических событий, учитывая беспрецедентный по размаху визит президента РФ, а также формирование в июне краевого законодательного собрания нового созыва. Но привычных за последние годы политскандалов, обусловленных самопрезентацией оппозиции и последующим подавлением оной, явно недоставало.
Была надежда, что некоторую остроту пресноватому процессу провинциального управления придадут свежеизбранные депутаты. «Карбонарии» из прежнего, второго созыва, не прошедшие перевыборы, поторопились заявить о победе «черепковско-наздратенковского блока», который на первом же заседании непременно отправит ненавистного Дарькина в отставку. Однако этого не произошло, поскольку на деле победили миллионеры-прагматики, бизнесу которых революции ни к чему.
Деньги любят тишину, и на стадии избрания руководящих органов ЗС это правило подтверждалось: посты и портфели поделили без лишнего шума и пыли. Но при этом дележе был обижен или, говоря по-новорусски, кинут последний из могикан, видный деятель прежней думской оппозиции Леонид Бельтюков.
Бывший заместитель председателя комитета по социальной политике и защите прав граждан, Бельтюков, думается мне, рассчитывал на пост председателя: он съел не одну собаку по части социальной проблематики и к тому же немало поработал ради принятия законопроектов дарькинской администрации. Но председателем стала Вероника Ильина, именно ей достался отдельный кабинет, служебный автомобиль и иные, как теперь в Приморье модно говорить, преференции. Бельтюкову же предложили разделить кабинет с депутатом-пролетарием Иваном Роговым.
Акция возмездия не замедлила: на первом рабочем заседании законодательного собрания 7 августа Бельтюков показал коллегам кузькину мать. При обсуждении вопроса «О внесении изменений и дополнений в закон Приморского края «О едином налоге на вмененный доход» он устроил форменный демарш в стиле бывшей фракции «Единый город»: шумел с места, провоцируя скандал, и в результате заработал два замечания и одно порицание от коллег, причем сам же проголосовал за его вынесение. Бельтюковские обличения «нефтяных олигархов», пролоббировавших изменение ставок базовой доходности единого налога на автозаправки, привлекли живое внимание журналистов.
Суть конфликта состоит в том, что в прежнем виде единый налог взимался с каждого шланга, а не заправочной колонки. Новые же колонки оборудуются сразу шестью шлангами с различными видами топлива и масел, но в работе одновременно могут находиться только два из них. Депутат Владимир Масловский, глава бывшего «Приморнефтепродукта» и противостоявшей «Единому городу» фракции «Возрождение Приморья», выступил в пользу технического прогресса и предложил взимать налог с колонки, а не с шланга. По мнению Бельтюкова, это изменение привело бы к потере краевым бюджетом 400 тысяч рублей, поэтому пусть хозяева АЗС либо режут дополнительные шланги, либо платят за них. Курирующий финансы 1-й вице-губернатор Александр Костенко авторитетно заявил депутатам, что убытка казне никакого не будет, а председатель комитета по бюджету и налоговой политике Юрий Серебряков добавил постфактум, что годовое содержание депутата Бельтюкова обходилось казне в значительно большую сумму – 900 тысяч рублей (с учетом пятерых помощников, телефонов, автомашины и т. д.).
То есть в реальности цена вопроса – это несколько выеденных яиц плюс неслабое паблисити защитнику прав малоимущих граждан (другое дело, что повышение налога на заправки аккуратно легло бы на плечи автовладельцев, большая часть которых в Приморье миллионерами все-таки не являются). Бесплатный «сыр», то есть пиар, стал Бельтюкову компенсацией.
Автор: Александр КАРТАШОВ, Андрей ВОЛКОВ (рисунок), «Владивосток»