Оборонка живет «бедненько, но весело»

Накануне Дня Военно-морского флота по инициативе администрации края журналистам представили редкий шанс посетить обычно закрытые для прессы оборонные предприятия Владивостока. А точнее, акционерное общество «Дальзавод» и акционерное общество «Восточная верфь». Среди тех, кто побывал в святая святых оборонной промышленности края, был и корреспондент «В».

26 июль 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1206 от 26 июль 2002

Накануне Дня Военно-морского флота по инициативе администрации края журналистам представили редкий шанс посетить обычно закрытые для прессы оборонные предприятия Владивостока. А точнее, акционерное общество «Дальзавод» и акционерное общество «Восточная верфь». Среди тех, кто побывал в святая святых оборонной промышленности края, был и корреспондент «В».

Началом нашего путешествия стал «Дальзавод» - старейшее оборонное предприятие города, в этом году отмечающее свой 115-й день рождения. В свое время он был построен как судоремонтная база военно-морского флота. А ныне влачит довольно жалкое существование, будучи погруженным в пучину долгов и перебиваясь случайными заказами на гражданский судоремонт. С 8 января на заводе поменялся почти весь руководящий состав и было введено внешнее управление. С тех пор, по словам внешнего управляющего Александра Чавычалова, дела завода, находящегося уже 8 лет на грани банкротства, пошли в гору. Были частично выплачены долги по зарплате, без включения дополнительных денежных средств сумели восстановить два сухих дока и один плавучий.

Сейчас, чтобы выжить, заводу срочно нужен госзаказ - поэтому оборонного заказа, обещанного на 2003 год государством, ждут здесь как манну небесную.

- Если не будет заказов дальше, - говорит Александр Александрович, - мы встанем перед дилеммой – нести расходы по содержанию оборудования для ремонта военных судов дальше или менять профиль – становиться просто хорошим судоремонтным заводом… Но надежда умирает последней, и потому ждем. А пока за счет гражданского судоремонта мы нашли себе нишу и сумели восстановить свою привлекательность для наших клиентов.

Слова внешнего управляющего подтверждают и цифры: за последние полгода объем гражданского судоремонта превысил прошлогодний уровень более чем в два раза. Однако о сумме ожидаемого военного госзаказа здесь не говорят - военная тайна.

Нам показали сухие и плавучие доки. Один из них, построенный еще при царе - длиной 350 метров и глубиной около 12 метров, сложен из гранитных плит и сохранился до сих пор в прекрасном состоянии. А вот другому плавучему доку повезло меньше - на его ремонт требуется уйма денег. Надежды на ввод его в эксплуатацию мало – денег на ремонт обедневшему предприятию взять неоткуда.

Чуть повеселее оказалась картина в акционерном обществе «Восточная верфь». Последний военный корабль здесь сдали в эксплуатацию в 2000 году, сейчас завод, отмечающий свой 50-летний юбилей, рассчитывает в ближайшие 5 лет на солидный госзаказ стоимостью в 860 миллионов рублей.

До 1994 года «Восточная верфь» строила корабли как для Тихоокеанского флота, так и зарабатывала, поставляя суда на экспорт. 24 корабля, сошедшие со стапелей завода и полностью оснащенные в России, были проданы Кубе, Эфиопии, Северной Корее и Индонезии.

Сейчас на экспорт уже не работают, нынешние заказчики завода – российские пограничники. В настоящее время на верфях СРЗ строятся два корабля для охраны прибрежной зоны, еще один находится здесь же в ремонте. В перспективе планируется построить корабль для ТОФ.

Долгов у «Восточной верфи» в отличие от «Дальзавода» почти нет, так что в будущее руководство верфи смотрит с оптимизмом. Директора обоих предприятий все же надеются, что российская оборонка возродится и приобретет былую славу советских времен. А пока, ожидая заказов государства, заводы перебиваются, совсем как и люди, случайными заработками и живут, по словам Александра Чавычалова, «бедненько, но весело».