Айвазовскому был пожалован морской мундир
Сегодня мало кто знает, что известному живописцу-маринисту И. Айвазовскому, почетному члену Петербургской академии художеств, которому в эти дни исполняется 185 лет, было дано право носить мундир морского министерства. В Приморской картинной галерее (ул. Алеутская, 12) находится одна из работ мастера – «Восход солнца на Черном море». Интересна история ее путешествия с берегов Балтики на Тихий океан. В 1930 году из фондов Государственного Русского музея (г. Ленинград) во Владивосток для его музея (с 1945 года – музей им. В. Арсеньева) были переданы свыше тридцати икон и картин. Находилась среди них и знаменитая работа И. Айвазовского.
Сегодня мало кто знает, что известному живописцу-маринисту И. Айвазовскому, почетному члену Петербургской академии художеств, которому в эти дни исполняется 185 лет, было дано право носить мундир морского министерства.
В Приморской картинной галерее (ул. Алеутская, 12) находится одна из работ мастера – «Восход солнца на Черном море». Интересна история ее путешествия с берегов Балтики на Тихий океан. В 1930 году из фондов Государственного Русского музея (г. Ленинград) во Владивосток для его музея (с 1945 года – музей им. В. Арсеньева) были переданы свыше тридцати икон и картин. Находилась среди них и знаменитая работа И. Айвазовского.
Но так как картина была больших размеров – свыше полутора на два с половиной метра, да еще в широкой багетной раме, она не помещалась ни на одной из стен музея (он тогда находился на ул. Петра Великого, 6). Раму решили снять, а саму картину, аккуратно завернув, отправили хранить на чердак.
Как только в стенах музея появлялась очередная высокая комиссия, сотрудники начинали жаловаться: такой шедевр хранится в запасниках – нужны новые площади. И вот наконец летом 1966 года на базе художественного отдела музея была открыта Приморская картинная галерея (Партизанский проспект,12). Главным ее украшением, бесспорно, стал «Восход солнца на Черном море». Почти сорок лет спустя картина увидела свет, восторженного зрителя и воссоединилась со своей «родной» рамой.
Надо сказать, что Иван Константинович Айвазовский (Ованес Айвазян), который в 1837 году окончил курс Петербургской академии художеств по классу пейзажной живописи с золотой медалью, не писал картины с натуры и лучшие свои произведения (а всего их было около шести тысяч) создавал по памяти, доверяя силе творческой фантазии. «Движения живых стихий неуловимы для кисти, - замечал мастер, - писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры… они записываются в памяти моей…».
А память у художника была феноменальной. «Восход солнца на Черном море» не стал исключением. Однажды художник наблюдал такую сцену: русский сторожевой корабль нагоняет черкесскую лодку – кочерьму, которая везет армянских девушек в неволю. Моряки решают спасти несчастных: тотчас спущена на воду шлюпка, воинственные горцы еще пытаются вести неравный бой, но он уже проигран… Эта сцена впоследствии стала темой картины, написанной тонкими, «воздушными» оттенками – голубого, зеленого, розового. И. Крамской удивлялся: «…где Айвазовский находит такие волшебные краски, на прилавках московских лавок я таких не видел…».
Автор: Ольга БАТИЕВСКАЯ, cтарший научный сотрудник Приморской краевой картинной галереи, специально для «В»