Берегись, автомобилист!

С 8 мая вступит в действие федеральный закон “О внесении изменений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях”. Новый закон значительно поднимает планку штрафных санкций за нарушения Правил дорожного движения.

17 апр. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №120 от 17 апр. 1997

С 8 мая вступит в действие федеральный закон “О внесении изменений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях”. Новый закон значительно поднимает планку штрафных санкций за нарушения Правил дорожного движения.

В новом законе речь идет почти о семидесяти видах нарушений, за которые могут подвергнуться взысканиям и штрафам участники дорожного движения. В первую очередь это, конечно, водители. Но не только они. Оштрафованы могут быть и их непредусмотрительные начальники, если речь идет не о личном транспорте. Впрочем, не только начальники. Любой пешеход, дворник он или маршал, будет оштрафован в повышенном размере, если перейдет дорогу в неположенном месте.

Таким образом, если суммировать и учесть мнение классиков, что все человечество делится на тех, кто обладает автомобилем, и на тех, кто мечтает его приобрести (а равно - и избавиться), то новый закон тотально касается всего, что способно в России двигаться по дорогам.

Законодатель, когда речь идет о нарушителях, не обязан их любить. Но все же в творчестве законодателя должна присутствовать логика, отвечающая злобе дня. Есть она и в новом законе. Карающий меч штрафа поднят на невиданную высоту - минимум в пять, максимум, по отдельным видам нарушений, в десять раз выросли суммы штрафов, выраженные в минимальном размере оплаты труда. И если прежний перечень взысканий и штрафов, действующий с апреля 1995 года, в основном оперировал цифрами, выраженными в 0,1-0,2 минимальной оплаты труда, то теперь базисный штраф - 0,5. Минимальная же зарплата, как известно, сейчас равна 83490 рублей.

Есть еще одна логическая закономерность. Когда два года тому назад законодатель утвердил систему штрафов, привязанную к минимальной зарплате, он думал, что это надолго - зарплата постоянно, вслед за инфляцией, индексируется. Значит, и бюджеты различного уровня, и фонды, поддерживающие ГАИ, будут во всевозрастающих размерах получать суммы, которыми можно будет затыкать прорехи прежде всего в организации движения. Но инфляция почти не росла.

И вот теперь пришлось резко поднимать штрафные санкции.

Пешеход за нарушение Правил дорожного движения может быть теперь оштрафован на 25 тысяч рублей, пьяный водитель - на 12 “минималок”. А если нарушены правила перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, то должностное лицо, ответственное за перевозку, выложит из кармана до 20 зарплат.

Каждый водитель имеет временное разрешение на право управления (почему оно названо временным, раньше не понимал никто, сейчас - все сообразили). Если набрал за год 15 баллов - на шесть месяцев лишаешься прав управления. Штрафные баллы сами по себе вещь серьезная. Но одновременно водитель, достигнувший заветной черты в 15 баллов (а это пять-шесть нарушений), пополнит бюджет немалой суммой. Расценки для него таковы: управляешь неисправным автомобилем - 1-2 “минималки” (раньше - 0,2-0,3). Машина с нечитаемыми или нестандартными номерами - 0,5-1 (раньше от 0,1 до 0,3). Едешь без ремней - 0,5-1. Проехал запрещающий сигнал - 1-3 “минималки”. Превысил скорость более чем на 30 километров - 3. Мчишься без прав - до 5 минимальных зарплат. Злостно не повиновался работнику милиции - до 15 “минималок”, либо исправительные работы до 2 месяцев, либо административный арест на 15 суток...

Прейскурант суров. Послужил бы он благому делу. Только давно на Руси замечено, а в трудах немки Екатерины Великой зафиксировано - пени и штрафы плохо нравы исправляют, коли нет истинной заботы о благополучии тех, кто эти штрафы и пени платит.