Ректоры не понимают сущности модернизации
В понедельник председатель совета ректоров вузов Приморья, ректор МГУ Вячеслав Седых дал пресс-конференцию по итогам состоявшегося несколькими днями раньше совещания руководителей высших учебных заведений края. Там обсуждались проблемы и перспективы образовательных реформ.
В понедельник председатель совета ректоров вузов Приморья, ректор МГУ Вячеслав Седых дал пресс-конференцию по итогам состоявшегося несколькими днями раньше совещания руководителей высших учебных заведений края. Там обсуждались проблемы и перспективы образовательных реформ.
Так называемый третий этап модернизации, который проводит Министерство образования РФ, преследует самые благородные цели. В частности, сделать обучение в вузах более качественным и доступным. При этом бюджетное финансирование вузов остается на уровне 30–35 процентов от потребностей. Компенсировать разницу государство предлагает за счет самостоятельности, в результате чего университеты и академии резко увеличили прием студентов на коммерческой основе и стали десятками вводить «модные» специальности. С одной стороны, за счет этого многие приморские вузы и смогли выжить, с другой – в обществе сложился стереотип об «умном ребенке из деревни», которому ни за что не попасть в стены университета.
Модернизация не предполагает увеличить государственное финансирование. Она предполагает государственные именные финансовые обязательства (ГИФО), государственный заказ и единый экзамен.
Вячеслав Седых сказал, что ректоры приморских вузов еще не выработали консолидированной позиции по этим вопросам. Более того – многие не до конца понимают, что же все это значит. И правда, разобраться в тонкостях реформы непросто.
Взять тот же госзаказ, предполагающий, что местные органы управления образованием, исходя из состояния экономики и ситуации на рынке занятости, будут давать вузам своеобразные «квоты» - сколько и каких специалистов они должны подготовить. С одной стороны, это поможет избежать «перепроизводства» юристов и экономистов, но с другой - может погубить некоторые специальности, спроса на которые нет. Здесь опять палка о двух концах: готовить невостребованных специалистов (например, для машиностроения, когда заводы работают вполсилы) бессмысленно. Но если вдруг наметится промышленный рост, окажется, что работать-то и некому, а соответствующие специальности будут закрыты, материальная база факультетов, как водится, бесследно исчезнет, преподаватели выйдут на пенсию...…
Что касается ГИФО, министерство образования и тут не дает четких рамок. Если это просто кредит, который гражданин берет у государства для получения образования и обязуется за это отработать пять лет там, где будет необходимо, то против такого подхода ректоры не возражают. Но что делать, если выпускник, получив диплом, не захочет отправляться в глухую деревню или, отучившись год, решит бросить вуз? Какой номинал будет у ГИФО при том, что стоимость обучения везде разная? Кроме того, количество студентов, обучающихся по именным обязательствам, будет влиять на финансирование вуза. Вячеслав Седых высказал личное опасение, что ГИФО превратятся в очередные ваучеры.
Еще одна проблема, волнующая ректоров, – это старение профессорско-преподавательского состава. Талантливая молодежь не хочет работать за доцентскую зарплату, многие вынуждены подрабатывать в негосударственных вузах.
По сути вся пресс-конференция и состояла из таких вот риторических вопросов, а свелось все к недостатку финансов. Непонятно только, почему обращены они были к собравшимся журналистам, а не в МО РФ?
Тем временем вырабатывать свою позицию ректорам придется, и довольно быстро: уже в ноябре в Москве пройдет всероссийский съезд руководителей вузов, на котором будет окончательно оформлена министерская концепция модернизации образования с учетом предложений из регионов.
Автор: Юлия ИГНАТЕНКО, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»