Нам здесь жить ...нельзя

Владивосток - второй город России после Москвы, где получены результаты экологического мониторинга почв. Около 150 проб были взяты в 1985-89 и 2000-2001 годах. Если сравнивать эти результаты, то следует однозначный вывод: общее загрязнение всей территории Владивостока за последние 14 лет увеличилось не менее чем в 2 раза. Если в каких-то точках в середине 80-х годов наблюдалось слабое загрязнение, то уже в конце прошлого века оно значительно усилилось. При этом умеренно опасный уровень химического загрязнения почв перешел в опасный, а опасный - в высокоопасный.

20 июнь 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1185 от 20 июнь 2002

 Владивосток - второй город России после Москвы, где получены результаты экологического мониторинга почв. Около 150 проб были взяты в 1985-89 и 2000-2001 годах. Если сравнивать эти результаты, то следует однозначный вывод: общее загрязнение всей территории Владивостока за последние 14 лет увеличилось не менее чем в 2 раза. Если в каких-то точках в середине 80-х годов наблюдалось слабое загрязнение, то уже в конце прошлого века оно значительно усилилось. При этом умеренно опасный уровень химического загрязнения почв перешел в опасный, а опасный - в высокоопасный.

Город безобразной застройки

Еще в 1995 году была выпущена карта оценки экологического состояния Владивостока. Это первая подобная карта, которая появилась в Сибири и на Дальнем Востоке России. Для того чтобы ее составить, в 1985-91 годах было отобрано порядка 20 тысяч проб из различных компонентов природной среды: почвы, воды и воздуха. Одним из основных показателей оценки атмосферы был обычный снег, а он, как известно, собирает на себя все вредные выбросы.

- Наиболее загрязнена старая часть Владивостока, - говорит один из составителей уникальной карты, главный специалист ООО «Экоцентр» Сергей Шлыков. – Здесь наблюдается загрязнение тяжелыми металлами, мышьяком и другими вредными химическими соединениями. Беда еще и в том, что у нас довольно сложные природно-климатические условия: в горный рельеф врезаны долины водотоков, которые к тому же расположены поперек господствующих ветров. Долины Первой и Второй речек плохо продуваются ветрами, поэтому частенько над ними висит ядовитый смог. Да и город у нас застроен безобразно – предприятия перемежаются с жильем. Заводы должны быть за городом, а они у нас чуть ли не в центре. Поэтому все вредные вещества оседают в долинах наших речек, и степень загрязнения довольно высокая.

Ко всему прочему во Владивостоке часты бесснежные зимы. Вредные вещества с пылью разносятся ветром по всему городу и оседают в наших легких. По словам Шлыкова, поскольку зимой преобладают сильные северные ветры, то все вредные выбросы в итоге достаются Чуркину. Когда несколько лет назад на Второй Речке взорвался флотский арсенал, резко вырос уровень загрязнения восточной части города. Ядовито-грязное облако, образовавшееся после взрыва, накрыло район Луговой и долину речки Объяснения. Три дня подряд падал черный снег. И не только в центре Владивостока...

Владельцы заводов и страшных отходов

- Когда мы изучали снежный покров, то обнаружили интенсивное загрязнение Второй Речки именно через воздух, - продолжает Сергей Александрович. – Там основными загрязнителями являются ТЭЦ и мусоросжигательный завод. Вместе с дымом летят мелкие частицы, сажа и большое количество вредных веществ. Еще в 1989 году, взяв пробы снега, мы говорили, что скоро на Второй Речке станет так же грязно, как и в центре города. Что прогнозировали, то и получили. Когда построили мусоросжигательный завод, я лично наблюдал, как оттуда валил оранжевый дым и ложился прямо на больничный городок. Причем золу, которая оставалась, а в ней примерно 50 процентов тяжелых металлов, они вывозили по лесным дорогам и вываливали ее в наши пригороды. На мусоросжигательном заводе много лет не было специальных электромагнитных пылеулавливателей, которые устанавливаются на трубы и собирают часть вредных выбросов.

По данным комитета природных ресурсов по Приморскому краю, степень загрязнения атмосферного воздуха в городе с годами не уменьшилась, а увеличилась за счет того, что к предприятиям добавилось еще и большое количество автотранспорта на улицах Владивостока.

Как это ни странно, но в некоторых районах экологическая обстановка изменилась в лучшую сторону. Это связано, прежде всего, с тем, что предприятия, которые кардинально сократили производство или переориентировались на более безопасную в экологическом плане продукцию, стали реже «бомбить» город своими вредными выбросами. Так случилось, например, в районе «Дальхимпрома» и завода «Металлист».

Не кончается «черное» море

На основании проб донных осадков и воды специалисты «Экоцентра» создали карты экологического состояния Амурского и Уссурийского заливов, омывающих Владивосток. На них наглядно показано, что вода грязнее всего в районе залива Углового, Океанской, Санаторной и Чайки. Вся грязь течением выносится в сторону мыса Песчаного. От устья Первой речки и южнее картина также неприглядная. В свое время здесь была засыпана старая свалка, и до сих пор море вымывает окислившиеся свинцовые кабели. В Уссурийском заливе грязная вода идет в основном от горностаевской свалки. Эта грязь простирается огромным шлейфом вплоть до Большого Камня. Еще одна старая свалка была засыпана на Тихой. И на экологической карте она также отмечена грязно-синим пятном.

- Это только считается, что если засыпать бульдозерами свалку, то безопасность гарантирована, - говорит Сергей Шлыков. – На самом деле мы закладываем мину замедленного действия для последующих поколений, которая будет в течение десятков лет отравлять море, почву и вообще всю окружающую среду. Ко всему прочему эту безрадостную картину усугубляет практически полное отсутствие во Владивостоке очистных сооружений. Еще и деревья при случае спиливают. А ведь на них оседает до 30 процентов вредных веществ. Был у нас такой случай. Мы брали пробы воздуха на территории детских садов. В одном из них, что находится на Постышева и был засажен огромными тополями, воздух оказался чистым только благодаря деревьям. Кстати, сейчас они почти все спилены.

Среда – соавтор болезни

Основная опасность в том, что экологическая обстановка напрямую связана с заболеваемостью населения. Когда в начале 90-х годов специалисты «Приморгеологии» изучали экологическую ситуацию во Владивостоке, в их группу входил и профессиональный медик. Во время исследований собирались в парикмахерских города детские волосы, чтобы выяснить, насколько они загрязнены тяжелыми металлами. Была установлена прямая связь между содержанием вредных веществ в окружающей среде и состоянием здоровья детей. Причем эта зависимость оказалась довольно высока – порядка 90 процентов.

Получается, что соавтором заболевания является именно качество окружающей среды. Исследования проводились по нескольким возрастным группам, с учетом половой принадлежности и только на детях, которые родились и выросли в нашем краевом центре. Так, в сравнительно чистой санаторно-курортной зоне Владивостока детская заболеваемость тогда оказалась в 2,5-3 раза ниже, чем в «грязных» Ленинском и Первомайском районах: центр города, Чуркин и Тихая. Хотя загрязнение почвы на Эгершельде довольно существенное, дети, живущие в этих местах, болеют реже, поскольку ветры, продувая полуостров Шкота, уносят вредные выбросы.

По информации специалистов «Экоцентра», в 90-х годах количество детских заболеваний, связанных с состоянием окружающей среды, явно увеличилось. В 2 раза выросла общая заболеваемость, а количество онкологических болячек подскочило аж в 10 раз. Иммунная система ребенка все хуже и хуже справляется с той нагрузкой, которая ей выпадает.

Сейчас власти даже на подобные исследования денег не выделяют. Наверное, они, родимые, в заботе о нас не желают пугать людей ужасными результатами.

Автор: Александр АЛЕКСЕЕВ, «Владивосток»