Турист, раскрой глаза! Твои права защищены законом
Мама, папа и двое ребятишек вообще-то купили тур в Далянь – город, буквально пронизанный духом славы русского оружия. Кроме того, они собирались вволю поваляться на золотых пляжах, насладиться чистым бирюзовым морем… до тех пор, пока в аэропорту Харбина руководитель тургруппы не объяснил им просто и доходчиво, что большая часть туристов хотят лететь в Пекин, а ежели им так приспичило в Далянь, то пусть едут, но - без гида и переводчика, сами, вот он и билетики готов отдать…
Мама, папа и двое ребятишек вообще-то купили тур в Далянь – город, буквально пронизанный духом славы русского оружия. Кроме того, они собирались вволю поваляться на золотых пляжах, насладиться чистым бирюзовым морем… до тех пор, пока в аэропорту Харбина руководитель тургруппы не объяснил им просто и доходчиво, что большая часть туристов хотят лететь в Пекин, а ежели им так приспичило в Далянь, то пусть едут, но - без гида и переводчика, сами, вот он и билетики готов отдать…
- Ситуация эта не такая уж нетипичная, - говорит Валентина Глазырина, начальник краевого отдела по защите прав потребителей, - в крае более 200 турфирм, и далеко не все они работают добросовестно, в интересах туриста. Впрочем, турист, как потребитель, должен знать свои права и уметь ими пользоваться. Предположим, вы решили провести неделю-другую отдыха за границей, в центральной России или просто на турбазе в родном Приморье. Полистали газеты, нашли рекламное объявление турфирмы с устраивающими вас ценами, выписали адрес и пошли за путевкой. Первое, на что необходимо обратить внимание в офисе фирмы, - уголок потребителя. Там вы должны внимательно рассмотреть лицензию фирмы, ее юридический адрес, перечень всех оказываемых услуг, сертификаты на предлагаемые маршруты (да-да, любой туристический маршрут – это, грубо говоря, продукт, который подлежит сертификации). Отсутствие такого уголка, во-первых, грубое нарушение закона о защите прав потребителей, во-вторых, повод задуматься. Поговорив с турагентом или туроператором и выяснив все детали предстоящего путешествия, вы решили приобрести тур. Прежде чем подписать договор, внимательно прочитайте этот документ! Там должна содержаться ПОЛНАЯ и ИСЧЕРПЫВАЮЩАЯ информация, все до мелочей: дата начала и конца поездки, время и место отъезда и приезда, цена тура, вид оплаты, страховка, ответственность и обязанности сторон, срок формирования группы и количество человек в ней, а также условия и сроки отмены тура (это особенно важно – частенько бывает, что фирма, не набрав нужного количества туристов, просто отменяет или самопроизвольно переносит время поездки, извещая об этом клиента в последний момент, а ваши отпускные планы накрываются медным тазом). Также в договоре должно быть записано, в какой гостинице и в каком номере вы будете жить, сколько раз питаться, оговорены все экскурсии и условия их замены, транспорт, которым вы будете добираться до места: бич большинства приморских фирм – отсутствие собственного транспорта, они вынуждены нанимать перевозчиков, и здесь возможны всякие накладки (к слову, автору однажды пришлось на своей шкуре испытать эти “накладки”, когда нанятый турфирмой автобус-развалюха “закипел” посреди дороги, и тургруппа чудом успела на поезд). Не подписывайте договор, если его формулировки вас смущают, попросите разъяснений или внесения дополнительных пунктов. Один экземпляр договора должен остаться у вас на руках. Кроме того, вам на руки должны также выдать турпутевку и памятку туриста. Памятка особенно важна, если вы едете за границу. Вам должны разъяснить обычаи той страны, которую вы намерены посетить, правила безопасности, климат и прочие факторы риска для здоровья, таможенные правила, курс валюты и многое другое (серьезные фирмы даже ведут журналы уведомлений, в которых турист расписывается о том, что прошел инструктаж). В целом договор, турпутевка и памятка дают человеку шанс оценить предстоящий тур и соотнести с ним свои физические возможности. Например, человеку с больным сердцем стоит задуматься, следует ли ему выбирать поездку, включающую в себя посещение всевозможных суператтракционов типа “американских горок” и длительные пешие экскурсии… Ведь страховка во время турпоездок распространяется только на экстренные случаи, и, например, простуду или обострение хронической болезни вам придется лечить за свой счет.
Что нужно делать, если во время поездки ваши права и договорные обязательства фирма все же нарушает? Во-первых, обязательно предъявлять претензию руководителю тургруппы (в двух экземплярах, он должен расписаться на каждом, один остается у вас). Если руководитель группы отказывается принять претензию, попросите других туристов выступить свидетелями и расписаться на документах, указав адреса. По возвращении вы можете обратиться с претензиями к фирме, и если она не захочет решить дело миром, специалисты отдела по защите прав потребителей всегда помогут вам оформить исковое заявление в суд. Кстати, мама, папа и ребятишки, мечтавшие о Даляне, подали с нашей помощью иск в суд и возместили свои не только материальный ущерб, но и моральный вред.
И еще один совет. Если многое в турфирме вас смущает, а стоимость поездки у них дешевле, не экономьте. Может оказаться себе дороже. В крае большой выбор туроператоров, и всегда есть возможность выбрать хороший тур по приемлемой цене.
Автор: Василий ФЕДОРЧЕНКО, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"