На тропе войны
Преподаватель подала в суд на директора колледжа, директор – на преподавателя
Преподаватель подала в суд на директора колледжа, директор – на преподавателя.
О времена, о нравы! Пару десятилетий назад мы и представить не могли подобной ситуации. Судятся учитель и директор? Абсурд. Ведь об этом неминуемо ученики узнают, пятно ляжет на репутацию учебного заведения. Однако опьяненные свободой педагоги мало думают о том, как будут выглядеть в глазах подопечных. Под девизом “Отстоим свою правоту в суде!” они вываливают груды грязного белья, которое с любопытством рассматривают их воспитанники. Во владивостокском педагогическом колледже № 2 конфликт достиг такой силы, что в ход идут все средства.
Нашла коса на камень
Эта ссора, которая длится уже более полутора лет, давно могла быть исчерпана, если бы не следовали ее участники известной русской логике: “Сам такой”.
Началось же все с прихода в колледж нового преподавателя ритмики Зои Гороховой. Неоднозначной личностью она оказалась. Есть такие люди, которые живут как бы в коконе – мол, своему делу я душу отдаю, а остальное меня не касается. Зоя Николаевна даже не попыталась влиться в коллектив, говорят, педсоветы, и те игнорировала: “Без меня все решите”. А еще, как говорят, могла вспылить, раскричаться, если ее что-то не устраивало. И постоянно выдвигала какие-то требования: то на костюмы для ансамблей ей деньги нужны, то на обувь. “Но ансамбли к нам вообще никакого отношения не имеют, - объясняет директор колледжа Лариса Трофимова. – Студентки занимаются там по собственному желанию, а создать платную детскую группу я разрешила по доброте душевной. Для меня это лишняя головная боль”. В общем, не вписалась Зоя Николаевна в коллектив. К тому же и совершенно неграмотной в финансовых вопросах оказалась. Нынче же без этих знаний таких дел можно наворотить! Ни для кого ведь не секрет, что так называемые спонсорские платить приходится теперь везде – от детского сада до вуза. Но там, где делается все строго по закону, проблем не возникает. В этом же колледже именно своеобразные танцы с деньгами стали основным источником конфликта.
Директор Лариса Михайловна производит очень хорошее впечатление – опытный педагог для колледжа, кажется, делает все возможное. Когда она повела меня по ухоженному зданию, украшенному картинами, почувствовала – рачительная, заботливая хозяйка. На вопрос о сумме спонсорского взноса только рукой махнула: “1300 рублей при поступлении – разве это деньги?” Согласна, во многих учебных заведениях лишь усмехнутся, услышав эту цифру. Однако и такая мизерная плата требует строгой отчетности. “Нас всевозможные инстанции проверяли – никаких претензий нет, - говорит директор. – Девочки пишут заявления о том, что хотят добровольно внести деньги, бухгалтерия выдает квитанции”. Суд, конечно, во всем разберется, однако студентки, с которыми я беседовала, смеялись: “Какие квитанции? Кладем деньги и уходим”. А услышав вопрос: “Когда в колледже был создан попечительский совет?”, директор слегка смутилась: “Понимаете, официального положения о таком совете не существует. Да и дети у нас в основном приезжие, родители не могут в совете участвовать. Поэтому все вопросы решает родительский комитет”. А в него разве чужие родители входят?
Даже такой маленький взнос тем не менее не всем по карману. Иногда его сдают частями. Как утверждает Зоя Горохова, порой в колледже, собирая эти “части”, преподаватели покупали что-то, срочно необходимое, а потом отчитывались в бухгалтерии товарными чеками. И она стала так поступать. Директор в негодовании: “Никогда у нас такого не было! Зоя Николаевна, прикрываясь разговорами о спонсорских взносах, брала взятки за зачеты”. До чего же удобный повод от раздражающего педагога избавиться! Сначала парочка выговоров – уроки срывает. Потом, когда возмущенный несправедливостью хореограф, понимая, что за этим последует увольнение, подает иск в суд – в ответ заявление в милицию о возбуждении уголовного дела: взяточница она у нас. Преступница, правда, коварной оказалась – сумму “взятки” (сто рублей!) не только объявляла, но и, не стесняясь, записывала. Чтобы представить список в бухгалтерию.
И вот тут возникает ситуация, до которой дело доводить недопустимо. Тем более в ПЕДАГОГИЧЕСКОМ колледже. Будущие воспитатели письменно заявляют директору, что давали взятки педагогу. “Посмотрите, сколько у меня заявлений”, - открывает Лариса Михайловна папку с ксерокопированными листочками. “Можно мне с этими девочками в аудитории поговорить?” – “Ну что вы, это такая психологическая травма для них будет. Лучше я каждую в кабинет буду приглашать, и они скажут, правду ли написали”. От этого предложения я, естественно, отказываюсь и задаю еще один вопрос: “У вас большая текучесть кадров?” “Нет, - искренне радуется собеседница, - люди по 20-30 лет работают, дружный коллектив”. Помнится, профессор одного из владивостокских университетов сказал мне однажды: “Раньше самыми смелыми были пенсионеры, терять при тех пенсиях было нечего. Теперь я против ректора и слова не скажу – за рабочее место держусь”.
Не хочу вставать на чью-либо сторону, потому как и Зоя Николаевна, явившаяся детонатором конфликта, подарочком для начальства мне не показалась. Но когда легко было с творческими личностями? “Не знаю уж, какой она хореограф, - говорит директор. – Правда, успехов определенных добилась, хотя, на мой взгляд, очень уж примитивно девочки танцуют, такие простые движения…” Наверное, все-таки Горохова хореограф хороший. Потому что студенческий ансамбль “Вращение” второй год становится дипломантом конкурса “Реверанс”, дети из ансамбля “Эдельвейс”, занимающиеся меньше года, вышли в финал конкурса “Жемчужина Приморья” и стали, как и совсем крошечные “Ягодки”, лауреатами “Танцевального прибоя”. Родители малышей довольны: “Попробуйте ребенка заставить танцевать, если ему это не нравится или сам преподаватель не по душе. Наши же как на праздник сюда бегут”. Не сомневаются они и в порядочности Зои Николаевны: “Вы бы видели, как она смущалась, как пряталась в уголок, когда на конкурсе стали разыскивать хореографа, сумевшего за короткий срок такой ансамбль создать. Не может подобный человек мараться взятками. Она с нас за первые занятия даже денег не брала – пока ребенок определялся, будет ли он на танцы ходить. И костюмы детям сама шила, бесплатно”.
В каждом из нас и плохого, и хорошего вдоволь намешано. Но умудряемся же как-то мирно сосуществовать, помня классическое высказывание о том, что жить в обществе и быть от него свободным нельзя. В данном случае обида, с одной стороны, и амбиции, с другой, взяли верх. Хотя на вопрос “Не хотите ли помириться?” (как на дуэли) ответы оказались похожими. Педагог: “Не знаю… Мне было бы жаль расстаться с этой работой”. Директор: “Не знаю… Все так далеко зашло”.
Пострадавшие
Нет в этой истории абсолютно правых и виноватых. Как говорится, пятьдесят на пятьдесят. Но есть пострадавшие. Педагоги между собой как-нибудь разберутся, пусть даже через суд. А вот среди их воспитанников последствия конфликта аукаться будут еще долго.
Не знаю уж, что чувствуют сейчас девчонки, писавшие заявления, но влипли они здорово. Признают Горохову виновной во взятках – студентки окажутся взяткодателями, что также влечет за собой ответственность. Посчитают Зою Николаевну невиновной – станут они клеветниками. Думала ли об этом директор, давая ход девичьим заявлениям?
Уволят преподавателя ритмики – распадется детский ансамбль, которым пока еще можно гордиться. И ребятишки, которые многие годы могли бы считать педколледж № 2 родным домом, окажутся на улице – ездить со Спиридонова в другие места они не станут. Проблема же занятости детей сейчас стоит особенно остро. Любой шанс необходимо использовать, чтобы занять наших чадушек, не дать им возможности бездельничать и от скуки пробовать то ли алкоголь, то ли наркотики. И уж кто, как не преподаватели, должен это понимать. Да и престиж колледжа может только возрасти, если детский ансамбль, воспитанный в его стенах, станет по-настоящему известным. Между прочим, уже сейчас “Эдельвейс” пригласили в Китае выступить.
Этот конфликт по ассоциации с военными действиями можно назвать боем местного значения, а на бытовом уровне – просто дрязгами. Недаром руководитель департамента образования и науки администрации края Михаил Журавский даже отказался прокомментировать столь неприглядную историю. Заместитель же его Николай Шугай только от корреспондента впервые услышал о происходящем: “Я курирую это направление, но ничего об этой ситуации не знаю”. Тем временем в колледже прошел педсовет, решение которого звучит так: “Осудить действия преподавателя Гороховой З. Н.
(37-й год, однако. – Г. К.), которые выразились в систематическом нарушении трудовой дисциплины, незаконном получении денег со студентов за сдачу зачетов, нарушении правил внутреннего трудового распорядка, оскорблении коллектива преподавателей голословными обвинениями во взяточничестве. Поставить в известность департамент образования и науки, редакцию газеты “Владивосток” о настоящем решении педагогического совета”.
Нелепое противостояние продолжается, постепенно приобретая форму гротескного пособия по правилам межличностных отношений для будущих воспитателей.
Автор: Галина КУШНАРЕВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»