Нельзя врать ПУБЛИЧНО

По правилам полемики мы намеренно постарались не прерывать автора в его аргументации. Позволим себе несколько существенных замечаний.

7 июнь 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1179 от 7 июнь 2002

По правилам полемики мы намеренно постарались не прерывать автора в его аргументации. Позволим себе несколько существенных замечаний.

Мы просим прощения у своих коллег за те оценки, которые содержатся в тексте интервью не только в отношении нашей газеты, но и других печатных СМИ. Не в наших правилах сталкивать на страницах газеты коллег.

Но и не в наших правилах лишать собеседника права на собственное мнение. Как говорится в таких случаях – мнение редакции не совпадает с мнением интервьюируемого.

Выражая искреннюю благодарность Александру Иосифовичу за смелость выступить автором полемики в рамках рубрики “Нам здесь жить. Итоги года”, тем не менее хотелось бы вслед за классиками (“Платон мне друг, но истина дороже”) не согласиться с некоторыми доводами собеседника.

Итак,

Антитезис 1 (социальные программы)

Дабы не запутывать читателей частоколом статистических цифр и расчетов, приведем лишь несколько. Но прежде о том, что мы называем социальными программами. Часть из них была приведена в публикации, которая и является предметом настоящей полемики. А в общем и целом – это комплекс тех мер и мероприятий, реализация которых позволяет оценить степень комфортности территории для жителей, включая все категории живущих здесь.

Цифра первая и центральная – при всей очевидности более 60 процентов жителей Приморья имеют доходы ниже прожиточного минимума. Цифра вторая – по-прежнему смертность населения в крае в 2,7 раза превышает рождаемость, а только за два первых месяца года приморцев стало почти на 2 тысячи человек меньше.

Пользуясь логикой первого вице-губернатора, можно смело назвать историю освоения Россией Сибири и Дальнего Востока избыточными перекосами, точно так же, как ревизовать смысл Столыпинских реформ, которые по сути предопределили Ренессанс Российской империи в начале XX века.

Не первый уже раз устами высокого чиновника озвучивается мысль – коль скоро нас стало меньше, значит, и социальную инфраструктуру надо оптимизировать. Сначала детские сады, затем учителей и школы, которые сейчас остались по сути единственными культурными центрами в городах и весях обширной территории. Далее - центральные районные больницы, перекраивание границ муниципальных образований.

А может быть, вообще сконцентрировать все два с небольшим миллиона оставшихся здесь человек вокруг треугольника Находка - Владивосток - Уссурийск, как индейцев в североамериканских резервациях? Остальное отдать на рациональное освоение соседям…

В связи с этим хотелось бы вспомнить бьющее по сердцу откровение Сергея Дарькина, еще, правда, не губернатора, а только кандидата: “Одним из основных вопросов, которые меня тревожат, является образование. Условия, в которых я сам учился, были непростые: ездил в школу в соседнее село, иногда, когда автобусы не ходили, приходилось ходить пешком за много километров. Конечно, как и каждый школьник, бывало, я и прогуливал, и ленился иногда, но всегда тянулся к знаниям”.

И вот теперь – поворот на сто восемьдесят градусов. Теперь не только в школу, но и к доктору-специалисту придется ездить за сотню-другую километров, если реформа медицины покатится по уже обнародованному сценарию. А ведь речь уже будет идти не о молодых и здоровых подростках, а стариках, немощных и беременных. Вектор интересов поменялся? Или принцип целесообразности и государственных интересов не одно и то же?

Антитезис 2 (бюджеты и территории)

На счет “раскайфованности” глав Александру Иосифовичу виднее, наверное. Но мы точно не уверены в том, что светлое беспроблемное настоящее будоражат политические дрожжи в головах глав территорий. Насчет помощи и “перекоса в ставках расщепления налоговых доходов в ущерб муниципальным образованиям” недавно высказался Владимир Усольцев из Тернейского района: “В этом году губернатор забрал в краевой бюджет полную прибыль “Тернейлеса” – это где-то 29 млн. В результате Тернейский район, который еще в прошлом году был на самосодержании, сегодня становится дотационным…” Еженедельник “Золотой Рог”, 14 мая 2002 года.

И этих примеров – не единицы. Беспокоит другое.

Команда пеняет на то, что ставки распределения налогов утверждает законодательное собрание, с которым у администрации было полнейшее взаимопонимание. Может быть, забыли внести важнейший законопроект, если видели, что такая пропорция губительна для территорий? Или все-таки проблема в отсутствии четкой перспективы и стратегии развития, именно развития территорий?

Антитезис 3 (гримасы потребительского рынка)

Цифры – вещь беспристрастная. Из доклада Приморского комитета госстатистики “Об обороте розничной торговли в Приморском крае за январь - апрель 2002 года”. Цитируем дословно: “Оборот розничной торговли к январю - апрелю 2001 года – 98,9 %. Объем оборота общественного питания к январю - апрелю 2001 года – 89,0% в сопоставимых ценах. С платными услугами – то же самое”.

И уж если совсем въедливо анализировать ситуацию на потребительском рынке, то обратим внимание на то, что за прошедший после выборов год стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину мужчины трудоспособного возраста, выросла без малого на 10 процентов. А значит, большая часть прироста зарплаты, у кого он случился, естественно, была израсходована на поддержание биологических потребностей, а не на рост качества жизни. Есть, правда, и еще один абсолютный показатель – производство и потребление винно-водочных изделий. Здесь рост существен - на 20 и более процентов. Но разве свидетельствует он об оздоровлении ситуации на территории и приводит ли к утверждению мифа о территории социального оптимизма, стабильности и процветания? Пьем от счастья или безнадеги?

Антитезис 4 (безработные и рост производства)

Уменьшение количества безработных вовсе не является показателем роста производства. Да, в сфере услуг, которая в силу своей мобильности удерживает общие экономические показатели, может расти занятость. Но это не касается, скажем, “Дальзавода” или арсеньевского “Аскольда”, где руководство вынуждено было пойти на массовое сокращение работников.

Кроме того, количество зарегистрированных безработных не всегда отражает реальную ситуацию. Необязательно все становятся на биржу труда. И, между прочим, раньше количество безработных сокращалось быстрее.

И о самом производстве. За первый квартал 2002 года оно выросло по сравнению с аналогичным периодом 2001-го всего на 0,7 процента. И этим мизером гордится краевая власть?

Антитезис 5 (зарплата и содержание кошельков)

Неужели известные всем несколько цифр станут холодным душем для первого вице-губернатора? Среднемесячная начисленная зарплата действительно составляет 3806 рублей. По сравнению с первым кварталом 2001 года это, уточним, 133,6 процента. А средний денежный доход на душу населения за первый квартал составил всего 2338 рублей.

Вот еще более остужающие пыл показатели. 131 тысяча приморцев имеют среднедушевой доход, не превышающий тысячи рублей в месяц. 411,2 тысячи ежегодно кладут в свои кошельки по полторы тысячи рублей. 432,2 тысячи – еще на 500 рублей больше. Итого около миллиона тех, кто живет ниже прожиточного минимума. И только 216 тысяч могут похвастать заработками свыше 4 тысяч рублей в месяц. Так что с резким вас повышением, земляки!

Антитезис 6 (рыбный)

Из предвыборной программы Сергея Дарькина: “В свое время было много непродуманных решений со стороны чиновников, например, когда квоты не давали тем, у кого есть собственный флот, ситуаций было множество. Приходилось теми или иными методами бороться с государственными перегибами, но врагов мы от этого не приобрели”.

Речь, конечно, о «Ролизе». Интересно, а как насчет коллектива «Дальморепродукта», который все-таки нажил себе врагов не только в числе менеджмента компании?

Ну а что касается рыбодобычи, то вот они - «громкие» победы. В январе - марте добыто рыбы и морепродуктов 203, 3 тысячи тонн. Это на одну четверть меньше, чем в прошлом году. И всего 64 процента от того, что вылавливали два года назад. Может быть, краевая власть смотрит в другой, оптимистический, с ее точки зрения, раздел, который называется «Экспорт рыбы и морепродуктов»? Здесь действительно существенный рост в 24 процента.

Только вряд ли произведенная за таможенной границей рыбопродукция попадет на наш стол. В этой связи карикатурным выглядит лозунг «Нам здесь жить» или издевательски двусмысленным.

Антитезис 7 (сельские метаморфозы)

При всем уважении к сделанному администрацией хочется заметить в очередной раз: статистика – вещь упрямая. Прибегнем к цитированию предвыборной программы Сергея Дарькина: “Надо все посчитать. Если будет выгодно заниматься животноводством, надо закупать поголовье, которое пустили под нож из-за нехватки кормов, если выгодно будет разводить сою, арбузы, женьшень, а мясо окажется дешевле завозить с Алтая и Омска, то надо делать так. Надо решить, что для нас важнее”. Действительно, не будем касаться растениеводства и животноводства в целом, где очевиден спад. Обратимся к сое – продукту, который стал символом предвыборной кампании будущего губернатора: “Мы нашли продукт, который сегодня может давать хорошую прибыль”. Так ли это? Вот статистика. За январь - март реализовано 3,5 тысячи тонн “прибыльной” продукции. Почти наполовину меньше, чем за тот же период прошлого года. Ну и совсем некстати: “У той же “Приморской сои”, которую два года назад мы восстановили после банкротства, уже сейчас 400 контрактов с предприятиями на селе”. В реальности число крестьянских (фермерских) хозяйств на начало года составило 2055, а более 4500 с момента проведения земельной реформы распались. Такая вот сельскохозяйственная перспектива!

Антитезис 8 (алкогольный)

По данным управления МНС по Приморскому краю, из 15 акцизных алкогольных складов в крае 9 занимаются в основном поставкой в край завозной алкогольной продукции. Только официально, подчеркиваем, эти склады завозят половину всей водки в край. Это вам не “какие-нибудь проценты”. И еще. Вряд ли администрация не знает, что, например, Хабаровский ликеро-водочный завод имеет в Приморье свой акцизный склад и вовсю торгует, например, привозной водкой “Иванович”.

Но дело по большому счету не в количестве акцизных складов - 4 или 15. “Я считаю, что все наши беды из-за плохого менеджмента. Нам необходим грамотный управленец. Будущий губернатор в сегодняшней ситуации должен быть не столько политиком, сколько экономистом и хозяйственником”, - утверждал год назад Сергей Дарькин. И в этом мы с ним солидарны. Но если выясняется, что даже проблему количества акцизных алкогольных складов в крае команда решает методом проб и ошибок, то не слишком ли велика может быть цена такого менеджмента? И все ли верно в стратегии и тактике команды?

Теперь в целом

И в завершение - о главном. Мы солидарны с Александром Линецким в том, что в самой природе взаимоотношений власти и прессы может быть заложен антагонизм. Но вряд ли можно упрекать нас в том, что со страниц газет, простите, газеты “Владивосток”, вновь возник образ Приморья - территории зла.

“Нам здесь жить” – лозунг, который покорил многих избирателей края и внес существенные изменения в политической жизни региона. И наше стремление критически взглянуть на пройденный путь продиктовано не идеей разрушения, оно - попытка предостеречь от возможных отступлений и ревизии однажды данных обещаний.

Вспомним главный тезис. Вот как он звучал в оригинале ровно год назад:

“А я предложил ученым перевернуть все с ног на голову и создать программу, которая ответит только на один вопрос:

Сколько и каких товаров и услуг должен производить Приморский край, чтобы человек мог получать как минимум 6 тысяч рублей в месяц, и в квартире у него было тепло и светло, и он мог раз в год съездить куда-нибудь в отпуск?”

Существенная разница с теперешней интерпретацией главной идеи. И куда подевалось обещание предоставить возможность раз в год съездить куда-нибудь в отпуск? Для примера: путевка в шмаковском санатории стоит сегодня минимум 600 долларов. Сколько же лет при нынешнем среднем душевом доходе нужно зарабатывать на это удовольствие? Да и людей странным образом вдруг поделили на получающих зарплату и остальных. И главное, так сколько и каких товаров должен производить край, чтобы выполнить стратегическое губернаторское обещание? Ответ обещали. Но пока не дали.

И последнее

В неоднократно цитируемом сегодня предвыборном памфлете губернатора черным по белому написано:

“Перед тем как принимать решение участвовать в предвыборной борьбе, я ознакомился с законами Приморского края. Там указано, что губернатор за все решения отвечает единолично, самостоятельно принимает решения, связанные с жизнью и деятельностью Приморья. Я готов возложить на себя эту ответственность, но считаю, что работать должна сильная команда. У меня такая команда есть”.

Многие голосовали за губернатора. На многих теперь ответственность за сделанный выбор, но только если голос и мнение наше будут учтены, а слова об ответственности губернатора не превратились в пустой предвыборный слоган. Этим и только этим продиктовано стремление пристально посмотреть на минувший год, чтобы не шарахаться и не топтаться на месте, а идти вперед.

Кому как, а нам действительно здесь жить!

Автор: Служба аналитики «В»