Народ устал безмолвствовать
Нагретый асфальт Океанского проспекта в пятницу стал эпицентром страстей и козырным поводом для пересудов. Именно здесь многострадальные работники «Дальморепродукта» решили в очередной раз выбить свою зарплату, рассевшись для этого прямо на проезжей части с небьющимися термосами и жесткими требованиями. «До победного конца!» - исторгала толпа, которую задумчивые милиционеры безуспешно пытались оттеснить с перекрытой магистрали на тротуары.
Пока наиболее активные мужики прорывались к кабинету гендиректора «ДМП» Юрия Диденко, их усидчивые подруги, среди которых было несколько беременных, прилежно несли вахту на проспекте. Основную массу митингующих составляли экипажи «засвеченных» плавбаз «Всеволод Сибирцев» и «Содружество». Именно рыбаки «Сибирцева», переправляясь во Владивосток на впоследствии арестованном «Содружестве», устраивали в начале года голодовку. Некоторые ввиду отсутствия средств голодают до сих пор.
- Я сегодня даже не завтракал, - в глазах рефмашиниста Сереги ясно читалась стойкость, помноженная на безнадежность. – Сам из Черниговки, уехать домой не на что. Перебиваюсь как могу – жилья нам не предоставляют. Пока не приедет машина с деньгами и не заработает касса, отсюда не уйду.
Александр отпахал свое на «Всеволоде Сибирцеве». До этого работал на одну американскую компанию. Платили хорошо. С «ДМП», однако, прогадал: «Людей стали стравливать между собой, выдавая кому по тысяче, кому по три – авансом. Атмосфера была нездоровая». Перекрытие центральной трассы – шаг, конечно, крайний, но по-своему эффективный. Потому что в присутствии многочисленных журналистов применять физические методы переубеждения милиция не хотела. А от увещеваний толку не было.
- Никого разгонять не будем, - заверил нас неразговорчивый милицейский подполковник. – На зачинщиков составим протокол и передадим его в суд. Для этого и фамилии переписываем.
Ситуация накалялась вместе с асфальтом. Народ требовал Диденко. Тот принимал активистов-забастовщиков в кабинете и, по нашим данным, «катил бочку» на краевые власти и судебных приставов, арестовавших часть имущества холдинга.
Так как было ясно, что люди настроены серьезно, Юрий Диденко все-таки решился на мужественный поступок – нырнуть в океан народного гнева. Одним из инициаторов этого подвига выступил назначенный накануне председателем комитета рыбного хозяйства краевой администрации Федор Новиков. «Дайте мне матюгальник!» - потребовал Юрий Григорьевич, выйдя из здания. Едва он произнес в рупор первые слова о том, что банки сегодня уже закрылись и зарплата будет не раньше вторника, как получил резкую и местами непечатную отповедь от рыбаков. «Какой, на х.., вторник, ты мне сейчас давай деньги, и чтоб я тебя больше в жизни не видела!» - мелодично прочирикала юная рыбачка.
- Сейчас я выдам всем бланки, по которым ваши деньги переведут на банковский счет, - Юрий Диденко достал пачку бумаг. Рыбаки-радикалы посоветовали засунуть эти бумаги в одно место, а их более сговорчивые коллеги налетели на бланки, едва не растоптав и самого Юрия Григорьевича, и некстати оказавшихся рядом корреспондентов «В».
- Вы, Федор Тимофеевич, конечно, на стороне народа? – полюбопытствовали мы у нового главного краевого «рыбака» г-на Новикова.
- Я на стороне закона, - ответствовал последний. – Горлопанам и пьяницам денег никогда не дадут. Тем более если у них не оформлено трудовое соглашение (?).
Бланки заявлений редели. Непримиримое «отрицалово» вмертвую сидело на дороге, не желая ничего, кроме денег – наличными и немедленно.
Однако всему на свете приходят сроки. Солнце начало клониться к горизонту, а митингующие наконец освободили Океанский проспект для облегченно вздохнувших милиционеров и двигателей автомобилей. Причем не обошлось без рукоприкладства.
Что пожнут пикетчики?
Кое-какие итоги стояния и сидения на Океанском проспекте можно подвести уже сегодня. Во-первых, эхо ругани и затрещин докатилось до высоких московских кабинетов, что само по себе немало (для любых пикетчиков главное – быть услышанными). Во-вторых, некоторый свет на будущее рыбаков пролили заявления ответственных лиц.
Сергей Дарькин пообещал оказать правовую поддержку работникам «ДМП», кстати, напомнив, что еще в ноябре прошлого года налоговая полиция возбудила против холдинга уголовное дело по факту уклонения от налогов. Долги только по заработной плате на 1 апреля 2002 года составили более 148 миллионов. По мнению краевой администрации, процедура банкротства «Дальморепродукта» - единственный выход из сложившейся ситуации. Со своей стороны, председатель Госкомрыболовства Евгений Наздратенко в интервью ИТАР-ТАСС заявил, что речь идет о преднамеренном разорении «Дальморепродукта».
Из управления внутренних дел Владивостока сообщили, что уже возбуждено уголовное дело по факту организации несанкционированного пикета во Владивостоке и хулиганских действий граждан. По утверждению милиции, гражданские лица в ходе освобождения проезжей части не пострадали. Напротив, физический ущерб был нанесен трем, видимо, излишне мягкотелым сотрудникам УВД, в том числе женщине-дознавателю. Пикетчики с этим не соглашаются и жалуются на то, что были избиты стражами порядка (кадр «бьют женщину» действительно обошел всю страну).
На момент подписания номера стало известно, что прокурор Фрунзенского района Виктор Борисенко принял решение возбудить два уголовных дела по итогам проверки: по статье 145-прим. (невыплата заработной платы) в отношении самого холдинга и по статье 286, часть 3 (превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия) в отношении действий сотрудников милиции.
Кроме того, в ближайшее время ожидается прибытие московской комиссии, которая расставит все точки над «i».
Что касается зарплаты, то ее Юрий Диденко пообещал выдавать начиная с сегодняшнего дня. «В» продолжит следить за ситуацией.
Автор: Василий АВЧЕНКО, Александр СЫРЦОВ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»