Находкинский морвокзал за бортом?
Как известно, пограничники вдруг признались, что 10 лет оформление пассажирских судов во Владивостоке велось с нарушениями. 10 лет они мирились с тем, что морской вокзал краевого центра для их работы не приспособлен. А когда терпение стражей границы лопнуло, морвокзал Владивостока для пассажирских судов был закрыт.
Как известно, пограничники вдруг признались, что 10 лет оформление пассажирских судов во Владивостоке велось с нарушениями. 10 лет они мирились с тем, что морской вокзал краевого центра для их работы не приспособлен. А когда терпение стражей границы лопнуло, морвокзал Владивостока для пассажирских судов был закрыт.
Говорят, свято место пусто не бывает. Тут же свои услуги судовладельцам предложил Зарубинский порт. Оказывается, для деятельности пограничников здесь препятствий нет. Есть только один “маленький” недостаток. Пассажирам, чтобы выбраться из этого богом забытого поселка во Владивосток или аэропорт, надо преодолеть почти 200 километров по ухабистой дороге. Причем автобусом это сделать непросто, а до ближайшей железнодорожной станции от порта расстояние 18 километров.
Удивительно, что в связи с конфликтом между пограничниками и владивостокским МАПом никто не заявил о претензиях Находки. А ведь всем хорошо известно, что когда-то этот город без проблем встречал пассажирские пароходы самых разных типов и водоизмещения. Кстати, здесь есть и построенный именно для этой цели в 1994 году итальянцами великолепный морской вокзал.
Если коснуться истории, то последний раз рейсовое пассажирское судно заходило в Находку аж 12 мая 1998 года. Это был “Академик Ширшов”, прибывший из Пусана. Помнится, его пассажиры, узнав о новых драконовских таможенных правилах, принялись в ярости рубить привезенную из Южной Кореи мебель и оставили в каютах немало дров.
С той поры сделаны кое-какие послабления в законодательстве. Пассажиропоток стал потихоньку входить в прежнее русло. Однако был открыт для захода пассажирских судов, прибывающих из-за границы, Владивосток, и тогда Находка, казалось бы, окончательно потеряла прежнее значение.
Правда, сейчас неожиданно ей представилась возможность взять реванш у основного конкурента по морским перевалкам. Доказать, что прошлый опыт по обслуживанию туристов не забыт. Тем более дело не только в административном престиже Находки. Пассажирские перевозки из-за границы дают возможность хорошего заработка сотням людей, многим фирмам.
Но, может быть, морской вокзал города давно утратил свою специализацию, а необходимое для пограничных, таможенных и иных служб оборудование продано на металлолом в Китай? Может, Находка бесповоротно списана со штурманских карт как пассажирский порт? Интересуюсь об этом у директора морвокзала Альберта Абрамова.
- Нет, все оборудование у нас на своих местах, под надежной охраной, - говорит он. - Хоть сейчас могут приступить к своим обязанностям и пограничники, и таможенники, и иммиграционная служба. Не представляет трудности и набор обслуживающего персонала. Но решение принимать или не принимать в порт пассажирские суда зависит не от нас.
Обращаюсь с тем же вопросом к начальнику МАП Находки Юрию Савельеву.
- Не будем спешить, не вполне исправны причалы, - отвечает он. - 30 июня 1999 года морская администрация порта Находка выдала предписание о выводе из эксплуатации причала № 12. 15 марта 2001 года - причала № 11. Эти сооружения, примыкающие к вокзалу, оказались подмытыми водой, и их состояние вызвало опасения МАПа.
- А почему причалы до сих пор не ремонтируются, ведь это ваши функции?
- Я не вижу смысла спешить. Прежде всего мы ремонтируем эксплуатационные причалы для приема и складирования грузов в порту. А до причалов морвокзала еще не дошла очередь. Когда дойдет, не знаю, потому что пассажирские перевозки незначительны, и их рост в ближайшие годы не предвидится, - объяснил мне Юрий Савельев.
Все вроде бы логично. Однако, как оказалось, суть не только в неисправности гидросооружений. Для приема пассажиров вовсе не нужно, чтобы они могли выдержать удар бронебойной силы: на 11-й и 12-й причалы нельзя выгружать автомобили. Хотя, перешвартовав пароходы, эту задачу можно решить непосредственно в торговом порту.
Прежде всего сами операторы пассажирских судов “Русь” и “Антонина Нежданова” давно стараются обойти порт Находка стороной. Слишком велики здесь корабельные сборы за заход судов. Они в два раза выше, чем во Владивостоке, и в три, чем в Зарубино. Вот почему морвокзалу в Находке суждено прозябать и несколько раз в году выполнять несвойственные функции по организации банкетов и фуршетов, едва ли покрывающих расходы по содержанию монументального сооружения.
Автор: Владимир ЧЕТВЕРГОВ, специально для «В»