Зрелые биографии у людей, государств и наций открываются словом «университет»
Юноше, обдумывающему житье, мечтающему делать жизнь с кого, ректор Дальневосточного государственного университета, профессор Владимир Иванович Курилов на «Прямой линии» в редакции газеты «Владивосток» посоветовал ни с кого свою жизнь не копировать. Судьба у каждого своя, и делать ее надо самому, пользуясь всей свободой выбора, но помнить, что со слова «университет» начинаются биографии большинства состоявшихся в жизни людей.
Юноше, обдумывающему житье, мечтающему делать жизнь с кого, ректор Дальневосточного государственного университета, профессор Владимир Иванович Курилов на «Прямой линии» в редакции газеты «Владивосток» посоветовал ни с кого свою жизнь не копировать. Судьба у каждого своя, и делать ее надо самому, пользуясь всей свободой выбора, но помнить, что со слова «университет» начинаются биографии большинства состоявшихся в жизни людей.
«А если подумать о роли образования и прогресса в судьбах развитых государств и просвещенных наций, то и для них университеты, как хранители познания и двигатели развития, были столь же равноправным социальным институтом, как правосудие, власть или демократия. Да, собственно, сами идеи всех фундаментальных общественных и естественнонаучных основ, на которых сегодня развивается человечество, зарождались в стенах университетов». С этой мысли и начался прямой диалог ректора крупнейшего университета на Дальнем Востока, Владимира Курилова с читателями и журналистами газеты «Владивосток».
Хочу в двгу!
Корр.: Заметим, что и со стороны абитуриентов тоже… Владимир Иванович, приглашая вас на «Прямую линию» с читателями нашей газеты в апреле, мы преследовали цель удовлетворить естественный интерес молодых людей, которые стоят сейчас на пороге средней школы и хотят продолжить свое образование. И мы хотим предоставить им возможность получить информацию из первых рук.
В. Курилов: Я хорошо понимаю, что ДВГУ обречен быть лидером по популярности среди абитуриентов, но эта популярность обусловлена все-таки именно качеством наших образовательных программ, всесторонней подготовки специалистов именно с классическим университетским уровнем. И специалисты этого уровня всегда востребованы, причем не только у нас на Дальнем Востоке, так сказать, в сфере влияния нашего университета, но и в стране, но и за рубежом. Диплом ДВГУ – это марка, и я могу говорить об этом с гордостью, прямотой и безо всяких условностей.
Владимир Иванович, скажите, каковы условия для абитуриентов, чтоб они смогли поступить на бесплатные места?
В. Курилов: Этот вопрос, конечно же, волнует большинство юношей и девушек и в еще большей степени их родителей. И он требует подробного ответа.
Начну с того, что бесплатного образования не бывает в принципе. Подготовка квалифицированного специалиста – это очень затратный процесс. Поэтому и бесплатных мест нет ни в одном университете страны. Мы должны ставить этот вопрос иначе: о возможности для одаренных и талантливых граждан нашего государства иметь доступ к получению высшего образования вне зависимости от того, имеются ли у этого человека или его семьи средства на то, чтобы заплатить за полученную им специальность и профессию. И государство определяет свой заказ бюджетного финансирования не только возможности доступа к образованию, но и своей собственной потребности в специалистах конкретного профиля, которые особенно нужны в обозримом будущем для работы в экономике страны. Университеты, которые избраны государством для реализации такого заказа, и носят федеральный статус.
Дальневосточный государственный университет – это федеральный университет. И мы в соответствии с заказом государства готовим специалистов за средства бюджета. Естественно, для того чтобы поступить на бюджетные места, нужно быть, безусловно, хорошо подготовленным абитуриентом, здесь высок конкурс, а нам (опять же по логике государственного заказа, который финансирует возможности для именно способных, а не для всех) приходится отбирать лучших из лучших. Кстати, на места, где студенты вносят плату за свое обучение, тоже есть конкурс, и на некоторых специальностях он весьма и весьма высок.
Но ДВГУ самым аккуратным образом выполняет свои обязательства перед государством и студентами, которые обучаются на бюджетных местах. Это наш долг перед обществом, и совершенно не случайно, что в справочнике университетов страны, где исполняются федеральные программы образования за счет бюджетного финансирования, ДВГУ идет за номером 2 - после Московского государственного университета. Этот номер – своего рода признание, и я этим горжусь. Но мы прекрасно понимаем, что это и огромная ответственность не только перед судьбами конкретных людей, которые должны быть нами замечены и обучены без вопросов, а сколько у вас там в кармане, но и перед государством, перед будущим страны. Потому что один только бизнес на образовании - страшное явление, которое лишь множится в последние годы, это дорога в никуда…
Справка «В». За 1990-2002 годы университет открыл в своих стенах 35 новых факультетов, более 60 кафедр. Число специальностей выросло за это время с 13 до 80, а контингент студентов с 6,2 до 25 тысяч. Количество аспирантских специальностей увеличилось с 26 до 60, в 14 раз – численность аспирантов. Впервые начато обучение по специальностям: философии, психологии, социальной работе, экономике и сервису, государственному и социальному управлению, теологии и религиоведению, дизайну, культурологии, полиграфии, экологии, прикладной информатике.
Меня зовут Роза Соколо ва. Я звоню вам с Сахалина. В этом году я оканчиваю школу с серебряной медалью и хочу поступить в ДВГУ. Во Владивостоке дают льготы медалистам не из приморских школ?
В. Курилов: У нас нет абсолютно никакой дискриминации по географическому признаку. Не имеет никакого значения, в каком городе России абитуриент оканчивал школу и получил там золотую или серебряную медаль. Льгота, равная для выпускников школ из Магадана, Якутии или владивостокских ребят, что учились в квартале от главного здания университета, – медалисты сдают один экзамен по профилирующей специальности, получают «пятерку» и сразу зачисляются на бюджетные места. Так что приезжайте.
Кстати, все чаще приезжающие из далеких от Владивостока городов абитуриенты - еще один признак популярности ДВГУ, а в начале 90-х, когда начинались реформы и экономики страны, и системы образования, приток иногородних студентов у нас резко спал. Но я думаю, что это еще и признак осознания молодыми людьми и их семьями, что диплом о высшем образовании – это еще не само образование. Современная жизнь предъявляет молодым специалистам сегодня очень жесткие требования, и к диплому требуются серьезные знания и профессиональные навыки, чтобы человек смог стать успешным в жизни.
Здравствуйте, это Зинченко Наталия Ивановна. Мой сын оканчивает сейчас 9-й класс в специализированной языковой школе, с испанским и английским языком. Уже пора задумываться о будущем. Что бы вы могли посоветовать? Какие специальности наиболее востребованы?
В. Курилов: Это хорошо, что вы именно так ставите вопрос. Многие ребята и их родители зацикливаются на исключительной языковой специализации, а язык – это не всегда профессия. В современном мире это зачастую лишь подспорье для высококвалифицированной работы, не более того. Ваш сын может продолжать учиться и дальше в той же школе, а потом прийти к нам в ДВГУ и выбрать, что ему по вкусу. А можно прийти в колледж при ДВГУ, который помимо стандартного среднего образования дает практические и научные специализации и некоторые льготы при поступлении в наш университет. Для меня лучшим показателем того, что колледж дает действительно серьезную подготовку и позволяет будущим студентам уже со школьной скамьи втягиваться в университетскую жизнь, является тот показатель, что очень многие наши преподаватели своих детей отправляют именно в колледж. На своих детях не экспериментируют и корпоративного патриотизма не проявляют, не правда ли?
А насчет специальности хотел бы посоветовать посмотреть на цикл точных наук. ДВГУ имеет действительно высококлассную профессуру в этой области и выпускает специалистов по прикладной математике и компьютерному программированию такого уровня, что наши выпускники достаточно успешно работают не только в России, но и в Северной Америке, в Западной Европе. Они там востребованы, и это очень хорошо не только для них, но и для нашей страны, потому что их корни все равно всегда будут в России. И в своей альма-матер, конечно, тоже…
Диплом есть. А работа?
Корр.: Вы сказали, что с начала 90-х система высшего образования в стране существенно реформировалась. Прошло уже десятилетие. Как вы бы могли подвести его итоги? Состоялась реформа?
В. Курилов: Оценки этому десятилетию реформ в системе высшего образования я могу дать лишь противоречивые. С одной стороны, за это время уровень технической оснащенности вузов неизмеримо вырос, совершенно иначе стала выглядеть интеграция российской высшей школы в мировое образовательное сообщество. Но можно ли сказать, что эти действительно революционные и глобальные достижения – результат исключительно и только проводимых реформ высшего образования? Возьму на себя смелость сказать, что этот результат достигнут высшей школой не благодаря реформе, а вопреки ей. Это результат общего вектора развития общества, когда страна стала обновлять свои производительные и технологические силы, когда страна вышла из изоляции и пошла навстречу мировому сообществу. Может быть, в высших учебных заведениях эти процессы шли более быстро, более катализированно, но такова вообще природа университета – без открытости, без впитывания в себя всего нового, что сделано и придумано другими, научные и учебные учреждения изживают сами себя, уходят в схоластику и ортодоксальность. И ведь именно это и происходило на рубеже 80-90-х с социальными и культурологическими дисциплинами в советской высшей школе. Сейчас можно говорить, что эта негативная тенденция преодолена бесповоротно, российские университеты уже никогда не смогут вернуться в мир закрытости и отшельничества.
Но главной негативной чертой этого реформирования я бы назвал дискредитацию понятия «университет». Смотрите, фактически во всех областных городах страны сейчас имеется несколько (!) университетов, множатся частные академии, колледжи, филиалы… И практически в каждом таком новоявленном университете одни и те же дисциплины: юриспруденция, иностранные языки, управление и менеджмент. Будем откровенны: увеличивается число специальностей, которые популярны и могут приносить деньги от студентов. А за что эти деньги выплачиваются – просто за диплом с записью «юрист» или «менеджер»? Но ведь за эти очень непростые годы наших реформ фактически не прирастала кадровая база для такого простого арифметического увеличения университетов и академий по числу городов - столиц субъектов федерации. Крайне сложно в условиях постоянного финансового дефицита и притока бюджетных средств шло обновление технической, библиотечной, материальной базы даже в устоявшихся вузах, не говоря уж о новообразованных.
И разве можно дать КЛАССИЧЕСКОЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЕ образование в обшарпанной аудитории, с помощью преподавателей-почасовиков, которые забегают к студентам в свободное от основной работы время, с убогой информационной базой?! А в дипломе будет записано – университет…
Моя фамилия Попова. У меня такой вопрос. С каждым годом в вузы Владивостока поступает все больше и больше абитуриентов, а работу найти становится все сложнее и сложнее. Может быть, уже происходит перепроизводство специалистов?
В. Курилов: Дело не в перепроизводстве специалистов, а в качестве образования. Современный бизнес, экономика предъявляют к работникам с высшим образованием столь же высшие требования, и я уверяю вас, что найти себе место в жизни лишь с дипломом об образовании, но без образования невозможно. Жизнь требует личной ответственности за самого себя. Поэтому когда вы принимаете решения о том, где учиться и чему учиться, надо соразмерять не только свои способности с общественными потребностями, но и смотреть, а что это за вуз, где мне дадут такую звучную профессию. Надо посмотреть, сколько лет существует это учреждение, сколько там докторов наук, ведется ли научная работа преподавателями, имеется ли аспирантура. Оценивать свое будущее надо не только по расценкам и прейскурантам…
Справка «В». Сегодня в ДВГУ обучается более 25 тысяч студентов по 80 университетским специальностям; кандидаты и доктора наук готовятся по 60 научным специальностям. Университет является самым крупным некоммерческим провайдером Интернет-технологий на Дальнем Востоке. Теснейшее сотрудничество с ДВО РАН помогает ДВГУ осуществлять высококачественные образовательные программы, соответствующие уровню современной науки. Совместные научные проекты ДВГУ – ДВО РАН получают высокое признание не только в России, но и далеко за ее пределами.
Финансирование фундаментальной науки в ДВГУ лишь на 30% осуществляется за счет средств России, а на 62% - за счет международных грантов и договоров. По данным Science Citation Index за 1997-2001 годы, в числе научных публикаций, сделанных учеными вузов Дальнего Востока, публикации ученых ДВГУ составили 64%. На долю всех других вузов Дальнего Востока России пришлось 36%.
Двгу - окно в мир
В ДВГУ уделяется большое внимание всевозможным международным связям. Это стратегия университета или просто дань моде?
В. Курилов: Это даже не стратегия. Это сама природа, само существо университетского образа мысли. Впитывая внешние влияния, делясь своими, университеты взаимно обогащаются, и, как следствие, они делают богаче и содержательнее жизнь членов своего сообщества: студентов, аспирантов, преподавателей. Я уже говорил о схоластическом тупике, в который мы чуть не зашли. А вот на пути расширения связей, контактов и обменов тупиков нет. Это окно во весь мир, и для студентов ДВГУ это абсолютно очевидная истина.
Справка «В». За последние 10 лет в Русском колледже ДВГУ прошли обучение более 4500 иностранных студентов и стажеров из Японии, Кореи, США, Китая, Тайваня, Австралии и других стран мира.
Диплом Дальневосточного государственного университета признается фактически во всех странах мира.
Широкой известностью пользуется Российско-американский факультет менеджмента, созданный в ДВГУ с Мэрилендским университетом США в 1991 году; филиал ДВГУ в Японии, открытый в 1994 году; филиал ДВГУ в г. Даляне, созданный совместно с Даляньским университетом иностранных языков КНР; совместная образовательная программа с Хэйлунцзянским университетом в г. Харбине КНР и многие другие. На базе ДВГУ по договорам, подписанным между университетом и министерствами образования и иностранных дел ряда стран, созданы Корейский образовательный центр (1994 г.), Японский центр (1995 г.), Корейский научно-исследовательский центр (1999 г.), Немецкий культурный центр (2000 г.), Вьетнамский культурный центр (2000 г.), Индийский культурный центр (2000 г.), Центр китайского языка (2001 г.), кафедра индологии (2001 г.) и другие. Реальностью стали международные дистанционные образовательные программы с Мэрилендским университетом США, университетом Южного Квинсленда Австралии, университетом Васэда Японии, университетом Сиэтла США.
Более 50 международных программ ДВГУ, многие из которых универсальны для России и стран АТР; более 5% иностранных профессоров в числе профессорско-преподавательского состава университета; широкая международная деятельность - все это характеризует ДВГУ как признанный международный университет.
В числе почетных докторов ДВГУ – Патриарх Московский и всея Руси Алексий II; председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей КНР Ли Пэн; председатель Новой партии Кореи, член законодательного собрания Национальной ассамблеи Республики Корея Ли Хве Чанг; президент университета Васэда Японии Такаясу Окусима; бывший министр унификации Республики Корея Пак Джэ Гю; председатель корпорации «Шинил» Республики Корея Ли Се Ун; президент Токайской образовательной системы Японии Тамцуро Матсумае; председатель университета Сока Японии Дайсаку Икеда; основатель Института научной информации США Юджин Гарфилд; председатель университета Тангук Республики Корея Чхун Сик Чанг.
Государственность и университет
Старейший университет Дальнего Востока традиционно называется государственным. А что в нем действительно государственного, если обучение - платное, поиск работы – свободный?
В. Курилов: Вы даже не представляете, насколько точно задали вопрос о государственном подходе к высшему образованию. Если отвечать на него прямолинейно, то ответ будет звучать так: наш университет государственный потому, что в нем собственность принадлежит государству.
А вот если копнуть глубже, то выясняется парадоксальная ситуация: при всем созревшем понимании в обществе, что прорыв в развитии российской постсоветской государственности возможен только на путях формирования высокообразованных слоев населения, которые применяли бы свои умения и знания в технологичных отраслях экономики, вложения в эту сферу остаются лишь декларативными. Конечно, глубоко импонирует то, что президент Путин прямо формулирует сейчас эту задачу, но инерция прошлой декларативности чрезмерно высока. К примеру, закон «Об образовании», принятый в начале 90-х, прописывал освобождение образовательных учреждений от всех налогов и сборов, утверждалась даже доля инвестиций в науку и образований от валового национального продукта, однако подзаконные акты оказывались более важными, и университеты платят те же налоги, что и коммерческие структуры, а принимаемые ежегодные бюджеты распределяются по более горячим статьям расходов. В итоге руководители государственных университетов оказались перед необходимостью содержать федеральную собственность.
В марте-апреле 1990 года, когда ДВГУ оказался на перепутье и перед выбором, развиваться или продолжать стагнацию, ученый совет университета принял концепцию принципов нашего движения вперед: это духовность образования, чтобы технократизм, коммерциализация, которые стали вторгаться в общественные процессы, не превалировали над идеей образования, фундаментальность, под которой мы понимаем развитие таких наук и специализаций, на которых зиждется современное понимание прогресса – математика, физика, биология, химия, интернационализация, которая понималась нами как реализация принципа открытости и восприимчивости университетского образования как такового, и уже тогда мы поняли, что современный университет немыслим без информатизации.
Реализация этих принципов, конечно же, требовала средств, и так в ДВГУ стали появляться платные места.
Вообще я – абсолютный сторонник бесплатного образования. Это цель человечества. И у нас эта цель худо-бедно в советские времена достигалась. Но сейчас мы это потеряли и вернулись к той же стадии осуществления образовательных программ, что и во всем мире. И на мой взгляд, истинность государственного подхода к высшему образованию заключается в том, чтобы расширять количество бесплатных мест, обеспечивая университетам и, соответственно, студентам возможность получать качественное образование, с использованием современных информационных и технических баз, высокотехнологичных учебных методик. И поворот государства к университетам и нуждам высшего образования даст стране ту зрелость, которая обретается в биографиях людей, наций и стран, как только в их жизни появляется слово «университет».
Автор: Владимир ОЩЕНКО, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»