Букву «К» урезали. Пока
Как нас и предупреждали, мартовские платежки от администрации Владивостока пришли без устрашающих сумм долга пятилетней давности. Что же заставило городские власти повернуть вспять? Неужели «многочисленные обращения граждан», как сказано в «сопроводиловке» к квитанции? Вряд ли народный гнев мог напугать чиновников. Управа нашлась в лице Приморского территориального управления по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Здесь посчитали, что столь вольное обращение с коммунальными квитанциями – это нарушение статьи 10 закона РФ «О защите прав потребителей».
Как нас и предупреждали, мартовские платежки от администрации Владивостока пришли без устрашающих сумм долга пятилетней давности. Что же заставило городские власти повернуть вспять? Неужели «многочисленные обращения граждан», как сказано в «сопроводиловке» к квитанции? Вряд ли народный гнев мог напугать чиновников. Управа нашлась в лице Приморского территориального управления по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Здесь посчитали, что столь вольное обращение с коммунальными квитанциями – это нарушение статьи 10 закона РФ «О защите прав потребителей».
По результатам рассмотрения дела по нарушению прав потребителей комиссией территориального управления по антимонопольной политике 11 марта 2002 года в администрацию Владивостока направлено предписание, в котором сказано, что администрация должна прекратить нарушение прав потребителей путем внесения изменений в адресные квитанции. Какие же нарушения усмотрела в жировках компетентная комиссия?
- Прежде всего, в квитанции по оплате ЖКУ не указан исполнитель услуг. Согласно гражданскому кодексу РФ в данном случае таковым является администрация города, - рассказывает главный специалист отдела по контролю за соблюдением законодательства по защите прав потребителей антимонопольного управления Наталья Павлова. – На этих квитанциях стоит загадочная буква «К», которая ни о чем не говорит жителям города. В квитанциях по плате за теплоснабжение этот исполнитель указан - «Дальэнерго».
Второе, думаю, очень небезынтересное для жителей Владивостока упущение заключается в том, что в информационной строке о пене нет перечня услуг, за которые эта пеня может взиматься. При отсутствии письменного договора найма жилья согласно п. 1.1 и 2.5 «Правил предоставления коммунальных услуг» пеня взимается при просрочке платы только за услуги водоснабжения и канализации. Отмечу, что во Владивостоке такие договоры в массовом порядке не заключены.
Что касается мартовских квитанций, то в них исчезла информация о переплате. Эта переплата погашается каждый месяц в долях начисляемых платежей по отмененным судом тарифам по видам услуг.
Тем более что эта сумма была выставлена в февральских квитанциях. Сумма долга доводится до сведения в информационной строке, которая не обязывает квартиросъемщика сразу оплачивать этот долг. Определять, должен он или нет, вправе только суд.
К квитанциям «Дальэнерго» тоже есть замечания. Здесь права потребителя нарушены в том, что за текущий месяц проставлен общий итог по оплате, который включает в себя слово «долг». При этом не указывается период, за который проведена сверка. 14 февраля 2002 года антимонопольным управлением выдано предписание «Дальэнерго» исключить в адресных квитанциях графу для печати суммы долга и предусмотреть графу, указывающую переплату по тарифам, отмененным судом. «Дальэнерго» этот перерасчет сделало. Что касается пени, которую «Дальэнерго» выставляет в своих квитанциях, то она законна. Согласно «Правилам предоставления коммунальных услуг», утвержденным постановлением правительства № 1099 от 26 сентября 1994 года, за просрочку платы за коммунальные услуги, к которым относятся горячее водоснабжение, отопление, газо- и электроснабжение, холодное водоснабжение и канализация, действительно предусматривается пеня.
Все предписания территориального управления по антимонопольной политике обязательны к исполнению соответствующими органами, но могут быть обжалованы в арбитраже в течение 6 месяцев. «Дальэнерго» воспользовалось своим законным правом, поэтому предписание антимонопольного управления до настоящего времени не выполнено.
В завершение хочу отметить, что любая адресная квитанция должна содержать полную и достоверную информацию об оказываемых жилищно-коммунальных услугах. Если люди звонят и пишут в различные инстанции, в том числе и в газеты, значит, им многое непонятно. А это и есть нарушение их прав.
Автор: Елена МАНИНА, «Владивосток»