Если инспектору растолковать…

Отстояв очередь к окошку инспектора, я получил документы на купленную машину с пробегом. Среди них почему-то не оказалось талона техосмотра. Соседи по очереди, напротив, такие талоны получили. За что же такая дискриминация?

22 март 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1140 от 22 март 2002

Отстояв очередь к окошку инспектора, я получил документы на купленную машину с пробегом. Среди них почему-то не оказалось талона техосмотра. Соседи по очереди, напротив, такие талоны получили. За что же такая дискриминация?

Как мне объяснил инспектор, надо было предъявить карту ЦИКа.

ЦИК - и готово!

Как знают автолюбители, ежегодный техосмотр проводят районные подразделения ГИБДД. Предварительно требуется пройти платный инструментальный контроль в местах, называемых ЦИКами, центрами инструментального контроля. После, предъявив документ о прохождении этого ЦИКа, без проблем получаешь талончик у инспектора ГИБДД. Этот талон надлежит прикрепить к лобовому стеклу – без него ездить запрещено правилами. Но у общей процедуры есть исключения. Так, не в районной ГИБДД, а прямо при оформлении покупки автомобиля в РЭО (регистрационном отделении) ГИБДД тоже можно получить талон техосмотра вместе с номерными знаками и документами на авто. Но опять же по предъявлении карты ЦИКа. Такой порядок действовал до 1 апреля 2001 года. А с этой даты, если покупаешь машину с пробегом, на которой бывший владелец уже поездил по нашим дорогам, стало возможным просто заменить талон, выданный прежнему хозяину, на новый без излишней волокиты, без проверки технического состояния. Это изменение, как некоторые другие, установило постановление правительства от 21 января 2001 года за № 67. “Владивосток” уже писал о нововведениях, действующих с 1 апреля 2001 года. Но, как оказалось, не все сотрудники ГИБДД города Владивостока о них знают. По крайней мере, инспектор РЭО А. И. Левченко отказался выдать мне талон взамен старого.

Тормозни – ЦИКани

Наиболее простым способом получить искомый документ было все же пройти пресловутый инструментальный контроль. Именно так и делают сотни автомобилистов, каждый день оформляющие куплю-продажу авто. Денежки, понятно, идут в бюджет и владельцам этих пресловутых ЦИКов. Мне для бюджета заплатить лишнее было бы не так обидно, но отдать деньги дяде? А как же постановление правительства? Поэтому тормозить я не стал и решил добиваться справедливости всеми законными средствами. Их несколько: пожаловаться начальнику ГИБДД, подать заявление в прокуратуру, послать исковое заявление в суд. Надо помнить, что срок обжалования в суде действий должностного лица ограничен тремя месяцами, начальству по инстанциям можно жаловаться в течение месяца с момента нарушения вашего права, а для прокуратуры срок не важен. Судебное разбирательство - дело долгое и хлопотное. Посмотрите на очереди в канцелярии районных судов – можно потерять не дни, недели, только чтобы сдать заявление. Но и без талона тоже не поездишь!

А у нас есть приказ!

Примерно так мне ответили в РЭО Владивостока, а потом и в УГИБДД Приморского края, когда я обратился с жалобой на отказ в выдаче талонов. Мол, постановление правительства – это одно, а мы руководствуемся своими нормативными документами. А именно приказом № 190 по МВД “Правила проведения государственного технического осмотра”, где об упомянутой мною упрощенной процедуре выдачи талона ничего не говорится. Разбирал мою жалобу сотрудник УГИБДД Приморского края из отдела технадзора, который подробно объяснил, по каким пунктам приказа № 190 мне отказано. В частности, п. 29 указывает, что при отчуждении транспортного средства новый талон надо получать в обычном порядке, то есть пройти “нормальный” техосмотр, как все. Пришлось мне, автолюбителю, не юристу, искать текст нормативного по МВД документа, этого приказа № 190. Выяснилось, что сам приказ, изданный 15 марта 1999 года, не мог учитывать постановление правительства от 2001 года. Поэтому в дальнейшем издан другой приказ - № 528 от 18 мая 2001 года, который отменяет упоминание отчуждения в п. 29. Получается, что сотрудник УГИБДД, отвечавший мне, скорее всего ничего не знал про 528-й приказ. Поэтому я предпринял второй шаг – написал жалобу в прокуратуру.

Не пройдет и полгода…

За этой волокитой подходил к концу положенный трехмесячный срок для обжалования в судебном порядке отказа в выдаче талона, и я всерьез подумывал о суде – но тут раздался телефонный звонок из ГИБДД. На заявлении я предусмотрительно указал свой номер телефона – и меня пригласили приехать с документами. Все тот же сотрудник краевой ГИБДД без лишних слов выписал мне талон и извинился за задержку. Оказалось, данный пункт постановления правительства (и приказа МВД) ГИБДД Приморского края никак не могла правильно истолковать, а разъяснений из Москвы не было. Я был первым владельцем авто, потребовавшим в категоричной форме выполнить норму буквально – заменить талон без проверки техсостояния. В конце концов ГИБДД решила с судом не связываться, тем более что для нее это явно проигрышное занятие. Суд не будет разбирать какие-то внутренние приказы по МВД, если есть прямое постановление правительства. Да и мое обращение в прокуратуру сыграло роль – здесь не отмахнешься, как и от жалобы частного лица. Как меня заверили в краевой ГИБДД, по получении разъяснения из центра новый порядок выдачи талонов будет доведен до всех сотрудников, и тогда отказа в выдаче быть не должно.

А что теперь?

А пока, если вы купили машину с пробегом и у бывшего владельца был пройден техосмотр, а вам не хочется платить лишних 350 рублей чужому дяде из ЦИКа, остается обращаться непосредственно в УГИБДД Приморского края, в кабинет 209. Там вам все растолкуют.

Автор: Игорь Кротенок, специально для «В»