Квартирный лохотрон

История, произошедшая с жителем Владивостока Борисом Белокрыловым, один в один напоминает детскую сказку про то, как хитрая лисица выгнала из избушки наивного зайчика, но по своей нелепости превосходит все мыслимые и немыслимые ситуации. Не то чтобы аферы с квартирами в наше время были большой редкостью, но чтобы пострадавший был до такой степени доверчивым! Честно говоря, при общении с ним складывается впечатление, что все свои четыре с лишним десятка лет Борис Белокрылов провел где-нибудь на Луне, а не в озлобленной эпохой перемен России.

22 март 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1140 от 22 март 2002

История, произошедшая с жителем Владивостока Борисом Белокрыловым, один в один напоминает детскую сказку про то, как хитрая лисица выгнала из избушки наивного зайчика, но по своей нелепости превосходит все мыслимые и немыслимые ситуации. Не то чтобы аферы с квартирами в наше время были большой редкостью, но чтобы пострадавший был до такой степени доверчивым! Честно говоря, при общении с ним складывается впечатление, что все свои четыре с лишним десятка лет Борис Белокрылов провел где-нибудь на Луне, а не в озлобленной эпохой перемен России.

Вот эта самая фантастическая доверчивость и наивность сыграли с Белокрыловыми злую шутку – в одночасье два брата лишились крова. Анатолий оказался в психушке, Борис - на улице.

«Развод» по дружбе

Злой гений - риэлтор появился в квартире Белокрыловых не вдруг. После смерти матери летом 2001 года Борис остался в трехкомнатной квартире вдвоем с братом-инвалидом. Денег, которые сердобольный Борис зарабатывал, ремонтируя соседям утюги–чайники, едва хватало на то, чтобы прокормить себя и умственно отсталого брата. Понятно, что на квартплату средств не было. Поэтому нет-нет да и заговаривал он с соседкой о том, что нужно бы квартиру на меньшую менять. Сын соседки, который в свое время оканчивал с Борисом школу, пообещал свести с нужным человеком.

«Нужный» человек по фамилии Дунаев (в интересах следствия фамилия изменена. - Авт.) оказался просто душкой: и квартиру с доплатой получите взамен своей, и брата в партизанский интернат отправлю. Вот тогда бы задуматься Борису, с чего бы риэлтору, за которого выдавал себя 28-летний мерзавец, заниматься таким хлопотным делом, как оформление инвалида в интернат, да еще и бесплатно! Кстати, сколько длились отношения между Борисом и «черным риэлтором», никогда речь не заходила о том, сколько же Дунаев возьмет комиссионных за труды праведные. Этакий альтруист! Как же мог усомниться в порядочности такого положительного молодого человека Борис! Нет, не усомнился и написал на имя Дунаева генеральную доверенность. Сей документ дает просто-таки неограниченные права доверенному лицу, чем аферист не преминул воспользоваться.

В этой грустной истории есть много роковых совпадений. Одно из главных - что на тот момент брат Анатолий, с детства страдающий вялотекущей шизофренией, официально являлся… дееспособным, так как над ним не было оформлено опекунство. И тем не менее Дунаев решил подстраховаться и убедил Бориса, что выписка брата из квартиры ускорит процесс обмена – зачем, дескать, инвалиду жилплощадь во Владивостоке, мы его в Партизанск отправим. В ЖЭУ, куда пришли оба брата, выписку сделали. “У него на лице не написано, болен или здоров, а официальной информации у нас не было”, - пояснила свои действия паспортистка. Сбор документов, в которых уже не фигурировал больной брат, был делом техники. Кстати, кого бы ни пытался сейчас Борис обвинять в своем бедственном положении: нотариуса, заверившего отказ брата от приватизации, ЖЭУ, агентство по недвижимости, которое собирало пакет документов, управление муниципальным имуществом, центр регистрации и другие звенья риэлторской цепочки, бесполезно - практически все они действовали по закону. Теперь их достаточно сложно обвинить в нарушении прав недееспособного Анатолия по той же причине: юридически он таковым на момент сделки не являлся. Винить Борису Николаевичу нужно только себя – собственными руками он лишил умалишенного брата всех прав на крышу над головой. Это как раз тот случай, когда простота хуже воровства. Но и это еще не конец. Кроме доверенности Борис подписал расписку в получении денег за квартиру… не видя тех самых денег в глаза: “Мы сидели в машине сразу после оформления квартиры в центре регистрации. Подошел представитель риэлторской конторы и протянул Дунаеву пакет. Тот сказал мне, что в пакете 14 тысяч долларов. Но сейчас он мне их не отдаст, поскольку должен рассчитаться за покупаемую для меня квартиру, но расписку я должен написать сейчас”. Понятно, что доводы Бориса Николаевича для суда не указ, а вот документик, именуемый распиской в получении денег, серьезный аргумент, говорящий о том, что фирма по недвижимости свою часть сделки выполнила.

А в Первореченский суд на выселение незадачливых братьев из квартиры подали новые хозяева, которых в общем-то понять несложно: они заплатили немалую сумму и желали бы въехать теперь уже в собственную квартиру. Понятно, что районный суд они выиграли, впрочем, как и краевой, куда Борис обратился с кассационной жалобой. Вроде бы все правильно, вот только возникает вопрос: почему судья приняла такое решение, несмотря на то, что по факту мошенничества Дунаева заведено уголовное дело? Кроме того, на том самом заседании не было ответчика - Бориса Николаевича по той простой причине, что повестку ему вручили буквально перед самим заседанием.

А где же квартира, которую должен был приобрести для Бориса лжериэлтор? Правильно! Никакой квартиры мошенник предоставлять своей жертве и не собирался. Сначала говорил о том, что жилье, дескать, недооформлено, потом уговорил собрать вещички и вывезти их во временное жилье. И вновь Борис ведется на ласковые речи проходимца. “Временной квартирой” оказывается гараж в районе Зеленого угла, ключей от которого Борису, естественно, никто не дал. Вместе с вещами пропали и документы, подтверждающие инвалидность Анатолия. Этот “косяк” Дунаева с белокрыловским имуществом чуть ли не единственное, что может реально посадить его на скамью подсудимых.

На матрас и на мороз

Несмотря на решение суда, братья Белокрыловы оставались в квартире – не на улицу же в январе идти. Адвокат Елена Маро, защищающая интересы братьев, рассказывает, что такого шока, как тот, что получила при выкидывании людей из родного угла, она еще не испытывала. Ничего не соображающий, лежащий на матрасе Анатолий, словно под гипнозом передвигающийся по комнате Борис. А в это время выламываются двери, ставятся новые, железные. “Я никогда не сталкивалась с такой грубостью, - говорит Елена Васильевна, - на все мои призывы к человечности люди отвечали, что им дела нет, дескать, сейчас вместе с матрасом больного на снег выкинем. Звоню на Шепеткова - говорят, чтобы пришли на прием на следующий день с документами. В “Скорой”, куда мы обратились с просьбой забрать инвалида, ответили, что это не их проблема». Наконец, пришла машина с Шепеткова и увезла Анатолия в больницу, где он находится и по сей день. Сейчас в Первореченском суде на рассмотрении находится иск от Белокрылова на неправомочные действия приставов.

На днях в Красноярске началось громкое судебное заседание. На скамье подсудимых – банда «черных риэлторов». Подсудимые несколько лет подряд занимались «разводом» пенсионеров, малоимущих, лиц, злоупотребляющих спиртным. Тех, кто что-то заподозрил, просто убивали. Такая участь постигла трех человек.

Газета. Ру сообщает, что согласно неофициальной статистике из-за подобных ситуаций гибнет порядка 250 человек. По данным МВД РФ, за 10 лет приватизации жилья в результате квартирных афер погибло и пропало без вести около 30 тысяч человек.

По данным ГУВД Москвы, в столице каждая 30-я сделка с недвижимостью - криминальная. Даже если суд докажет факт аферы, нет никакой гарантии, что пострадавший вернет жилье, т. к., по официальной статистике, в нашей стране исполняется только половина судебных решений.

Что касается шустрого риэлтора, то, по словам следователя Дениса Денисова, доказать сам факт мошенничества весьма непросто. Судя по всему, Дунаев - аферист со стажем. Уж очень профессионально он действовал. Еще более сложно теперь этого человека отыскать. Как выяснилось, по указанному в паспорте адресу Дунаев никогда не проживал - обычная схема прописки за деньги. Насколько затянется следствие по этому делу, следователи затрудняются сказать.

Бомжи

Сегодня Борис вынужден скитаться по знакомым. В поисках правды ему помогает адвокат Елена Маро, которая, несмотря на очень сомнительную перспективу в этом деле, не отказывается от своих горе-клиентов. Сочувствуют соседи, разослали письма во все инстанции. Уж очень добрый и отзывчивый Борис Николаевич, уж очень не по-людски поступили с ним и беспомощным инвалидом. Однако признать сделку недействительной, а значит, вернуть Белокрыловым квартиру практически невозможно: для этого необходимо в судебном порядке доказать недееспособность Анатолия на момент сделки. Как это сделать без документов, которые “ушли” вместе с Дунаевым, Борис не знает. Как и не знает, как вернуть тот день, когда совершил фантастическую глупость: одним росчерком пера записал себя и брата в бомжи. Теперь на два бомжа во Владивостоке стало больше.

P.S. Понятно, что в данной ситуации мошеннику даже напрягаться на «развод» не пришлось: уж очень клиент попался доверчивый. Удивляет, что и спецы, которые по роду деятельности должны все проверять и перепроверять, оказались не в меру доверчивыми. К примеру, тот же нотариус, собственной подписью заверивший отказ от приватизации человека, бывшего, мягко говоря, не в себе, или сотрудники центра регистрации, оформившие сделку в течение трех дней (даже ускоренный срок сделок оговаривается двумя неделями), агентство, которое открещивается от Дунаева как своего сотрудника, хотя у многих, оказавшихся втянутыми в историю, складывается впечатление, что мошенник здесь не совсем посторонний. Но вот доказать этого уже нельзя.

Не стоит думать, что жертвой мошенника может стать лишь беспробудный лох. Случаев хитроумных вариаций с квартирами у подонков пруд пруди. Следователи Первореченского РОВД поведали историю о том, что во Владивостоке судили мошенников, которые пять раз продали собственную квартиру. Юристы реально опасаются, что в связи с отменой лицензирования риэлторской деятельности с января нынешнего года число аферистов на рынке недвижимости может многократно возрасти.

P.P.S. Автор материала выражает признательность за помощь в подготовке материала ООО ПКК “Риэлтор Плюс” и его директору Ирине Полещук.

Автор: Елена МАНИНА, «Владивосток»