Столица. Федерального округа. Часть 2.

Въезжая в Хабаровск после долгого отсутствия, сразу ощущаешь, что город раздвинулся и стал светлее. Как же так, ведь дороги и дома вдоль них остались те же самые?

5 март 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1130 от 5 март 2002
Смена интерьера

Въезжая в Хабаровск после долгого отсутствия, сразу ощущаешь, что город раздвинулся и стал светлее. Как же так, ведь дороги и дома вдоль них остались те же самые?

Экономический подъем Хабаровска начался именно с создания новых и реконструкции старых трасс, с возведения многочисленных мостов.

10-15 лет назад Хабаровск испытывал те же проблемы, что и Владивосток. Узкие дороги, их ограниченная протяженность, отсутствие развязок в рабочие дни создавали многокилометровые пробки во всех направлениях.

Краснореченское шоссе от центра города на юг было точной копией Некрасовского путепровода с выездом в пригородную зону Владивостока. Параллельно шоссе была проложена до поселка Красная Речка магистраль в четыре полосы, с изящными мостами, с заправками и магазинами по пути, воздушными переходами. Она мигом разгрузила от пробок Индустриальный район. Но работы не остановились. С другой стороны шоссе вдоль железной дороги на две полосы был увеличен проспект 60 лет Октября до Южного микрорайона. 

Следом протянулись объездные магистрали вокруг Хабаровска, транзитному транспорту нынче нет нужды заезжать в краевой центр.

Появились новые дороги до аэропорта и подъездные пути к мосту через Амур. Он, кстати, является уникальным инженерным сооружением. На эту стройку возили президентов России Бориса Ельцина и Владимира Путина. Прежний мост был построен еще в 1916 году, и только в железнодорожном варианте. Теперь на старые опоры брошены новые пролеты, «двухэтажная» конструкция пропускает поезда и любой автомобильный транспорт.

Что касается дорог, то стоит отметить еще несколько новинок. В асфальтовом варианте теперь трасса от краевого центра до второго по величине города – Комсомольска. Нынешним летом будет завершена укладка асфальта на участке от Лидоги до Ванино, а это более полутысячи километров через Сихотэ-Алинь. Впервые в истории протянулась дорога до Николаевска-на-Амуре, правда, пока лишь в грунтово-щебеночном исполнении.

 Существенно изменилась дорожно-транспортная сеть в исторической части Хабаровска. В первую очередь все улицы, пересекающие центральные линии - Ленина, Муравьева-Амурского и Серышева, переведены на одностороннее движение в том или ином направлении, что сразу же упростило проезд автомобильных потоков. Отдельно стоит сказать об улице Муравьева-Амурского. Она стала визитной карточкой Хабаровска. Проезжая часть расширена с 12,5 до 18 метров, благодаря чему появилось пять полос. Тротуары между площадями Ленина и Комсомольской замостили брусчаткой. Все до единого здания были подвергнуты капитальному ремонту и реконструкции. Причем по первоначальным (конца XIX века) проектам. Разбиты новые газоны. Убрали уродливые торговые палатки. Для этого потребовалось более миллиарда рублей. Финансирование возложили на плечи коммерсантов, чьи офисы и арендуемые кабинеты находились вдоль красной линии. Недовольных было предостаточно, многие сменили адрес, кто-то не выдержал материальной нагрузки. Зато сейчас обиды забылись, а жители и гости города любуются красотой.

Справедливости ради отметим, что основную финансовую нагрузку взвалили на себя власти края и города. Из-за этого бюджеты оказались с перекосами. К примеру, в нынешнем году расходы в крае определены в размере 18 миллиардов 886 миллионов рублей, а доходы установлены на уровне 15 миллиардов 445 миллионов. Недостающие деньги попытаются восполнить за счет дополнительного налогообложения, зарубежных и российских инвестиций, дотаций и субвенций из Москвы. Активно работают дальневосточники с Федеральным дорожным фондом, министерствами путей сообщения и транспорта, РАО «ЕЭС России» и ведущими нефтяными компаниями для привлечения отраслевых средств. Поощряют местные власти и строительство объектов для столицы Приамурья за счет средств частных компаний. Так, предприятие по добыче драгоценных металлов «Амур» (в год продает государству более 3 тонн золота и около 4 тонн платины) самостоятельно возводит на Уссурийском бульваре спортивно-концертный комплекс, получая льготы по уплате налогов в бюджет.

Над центром Хабаровска поднялись купола церквей. По соседству с Комсомольской площадью появилась соборная площадь с грандиозным храмом, возведенным на пожертвования. Рядом с площадью Славы строится кафедральный собор. Всего и не перечесть. Главное, что Хабаровск с каждым днем становится моложе и красивее.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, «Владивосток»