В трамвае все спокойно

«С 1 марта в трамваях введен платный проезд. Стоимость билета - 5 рублей. У пенсионеров, студентов и школьников льгот нет», - объявляет водитель на каждой остановке. Реакция пассажиров вялая: практически все о новшестве знают, а кто не в курсе - давно «морально подготовлены» долгими дебатами в прессе.

5 март 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1130 от 5 март 2002

«С 1 марта в трамваях введен платный проезд. Стоимость билета - 5 рублей. У пенсионеров, студентов и школьников льгот нет», - объявляет водитель на каждой остановке. Реакция пассажиров вялая: практически все о новшестве знают, а кто не в курсе - давно «морально подготовлены» долгими дебатами в прессе.

- А в маршрутках не подняли цены? Если нет, то лучше пересяду, - выскакивает из вагона пожилая женщина, не попавшая, видимо, в категорию льготников.

Укомплектовать штат кондукторов в трамвайно-троллейбусном управлении не успели, и водитель вагона, в котором решили проехать корреспонденты «В», на остановках сама продает билеты. Народ быстро смекнул, что в заднюю дверь можно выйти бесплатно, но и в передней не обошлось без инцидентов и мини-митингов.

- Пусть Дарькин платит, - кинула через плечо, казалось бы, не бедная матрона в длиннополой норковой шубе в ответ на предложение оплатить проезд.

Вагоновожатая только вздохнула. За свою смену она выслушала немало таких предложений. Особенно возмущены пенсионеры, не попавшие в число льготников. Бесплатно же пользоваться трамваями могут 32 категории граждан, список которых висит у кабины водителя. И как всех в голове удержать?

- А что их запоминать, - говорит миловидная водитель «семерки». - Депутаты в трамваях не ездят, остаются ветераны войны и труда, инвалиды да дети до семи лет.

Однако помимо них в списке есть и немало профессиональных льготников - милиционеры и таможенники, судьи и прокурорские работники. Народ, готовясь выходить, роется по сумкам и карманам. Кто-то отсчитывает мелочь, кто-то готовит служебные удостоверения.

- Когда дали мне ветерана труда, - говорит одна из пассажирок, - смеялась, думала - так, формальность. А теперь вот пригодилось. Хотя езжу я редко, несколько раз в месяц. Дети у меня рядом живут и магазины все под боком. Понимаю, что проезд в транспорте должен быть платным. Людям нужно с чего-то зарплату платить и за электричество расплачиваться.

В трамваях, где работают кондукторы, тоже все спокойно, обсуждение нововведения за рамки «междусобойных» разговоров не выходит.

На «Покровском парке» в трамвай входят два парня. Судя по разговору, студенты-политологи:

- Копылов потеряет большую часть электората, ведь на выборы в основном старики ходят, а они отмену бесплатного трамвая не простят.

- Да нет, у них почти у всех льготы. И вообще до следующих выборов народ привыкнет и не вспомнит, что когда-то трамвай бесплатный был. К тому времени у всех другие проблемы будут.

Дослушать да конца политический прогноз корреспонденту не удалось – подошедший кондуктор начал всех «обилечивать».

- Я раньше водителем трамвая работала, теперь вот на пенсии, кондуктором подрабатываю. А что вы интересуетесь? Может, к нам устроиться хотите? Так места есть еще. Приходите, если зарплата 2 тысячи устроит.

- Как думаете, почему народ в большинстве спокойно реагирует на то, что в трамваях с сегодняшнего дня нужно платить?

- Ну, во-первых, не так уж и спокойно. Вы целый день поездите - насмотритесь всякого. Во-вторых, возмущайся не возмущайся, а платить придется. Или в зайцы подаваться и бегать из одной двери в другую, - и кондуктор отправилась дальше вычислять безбилетников. Те, завидев ее приближение, выскочили в вовремя открывшуюся дверь. Что ни говори, а статус самого демократичного транспорта трамвай не потеряет.