Наркоцунами

В последние дни зимы сотрудниками управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УВД Приморья изъяты сразу три крупные партии различных наркотиков.

5 март 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1130 от 5 март 2002

В последние дни зимы сотрудниками управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УВД Приморья изъяты сразу три крупные партии различных наркотиков.

Около недели оперативные работники потратили на то, чтобы приблизиться к одному из сбытчиков. И вот 26 февраля в районе площади Луговой он был задержан при попытке продажи гашишного масла. Как позже выяснилось, вес этой партии наркотика составил 900 граммов. 25-летний житель Владивостока пытался сбыть его за 4,5 тысячи рублей.

На следующий день сотрудники УБНОН провели сразу две операции по задержанию наркоторговцев. Молодой житель краевого центра хотел приобрести иномарку и предложил расплатиться за нее 21 граммом героина. Этот 20-летний “предприниматель” не мог даже представить, что за сделкой внимательно наблюдают оперативники.

Еще одна торговка задержана в Артеме. По данным УБНОН, женщина в течение нескольких лет занималась торговлей эфедрином – медицинским препаратом, запрещенным в России. По данному факту в отношении нее было возбуждено уголовное дело, и она находилась на подписке о невыезде, однако продолжала торговлю. В ходе оперативных мероприятий сотрудникам удалось зафиксировать сразу несколько фактов сбыта. В общей сложности 30-летняя торговка продала 90 таблеток эфедрина.

В беседе с корреспондентом “В” начальник УБНОН полковник милиции Владимир Скулкин отметил, что в последние годы формы и методы работы сотрудников УБНОН значительно изменились. И связано это сразу с несколькими факторами. Во-первых, на сегодняшний день, и это очень хорошо видно из последних задержаний, значительно возросло количество видов наркотиков. Если раньше в нашем крае в ходу были маньчжурская конопля и мак, который в основном произрастал у нас, то сейчас через всю страну в Приморье наркоторговцы везут афганский героин, “экстази”, а из соседнего Китая поставляют эфедрин.

Раньше сотрудники УБНОН ездили по всему краю, уничтожая заросли конопли и мака, задерживая сельчан, на огородах которых были обнаружены посевы этих растений, или наркомана с папиросой “химки” в кармане. Сегодня оперативники основной упор делают на поставщиков и торговцев сильными наркотиками. Для этого приходится неделями, а то и месяцами выслеживать, менять, покупать. Работниками управления проводятся целые комплексы мероприятий для того, чтобы войти в доверие к одному наркоторговцу, ожидающему крупную партию “товара”. Причем большую часть всех этих комбинаций нужно снять на видеопленку или как минимум записать на диктофон.

Но и здесь не все так просто, как кажется. Ведь за наркотики нужно платить, и платить немало. А по сегодняшнему законодательству сотрудник милиции имеет право истратить при проведении операции всего 600 рублей. (На черном рынке Приморья 1 грамм героина стоит как минимум 1,2 тысячи рублей.)

Следующим фактором стало изменение уголовно-процессуального законодательства и правовой базы. Сегодня в нашем крае только 9 процентов лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, приговариваются к лишению свободы. Остальные отбывают свой срок условно. По мнению начальника УБНОН, таким образом действительно проявляется гуманизм, но только к самому наркоторговцу. Ведь, оставаясь на свободе, он продолжает сбыт зелья.

И связано все это еще с фактором, на который, по словам Скулкина, у нас почему-то не так часто обращают внимание. Да, сотрудники правоохранительных органов выполняют все возложенные на них обязанности по борьбе с поставщиками, торговцами и перевозчиками наркотиков. Но ведь нельзя забывать, что все они существуют только потому, что в нашей стране в последние годы резко возрос спрос на наркотики. И это уже проблема далеко не милиции, прокуратуры и других правоохранительных органов и силовых структур, а государства в целом.

Автор: Федор ГУРКО, «Владивосток»